МАРТИН - Страница 7

После кончины святого Сульпиций Север прибавил к тексту «Жизни Мартина» три письма. В них он ответил критикам, подвергавшим сомнению святость Мартина и достоверность сведений о его чудесах, и описал кончину святого. Письма были включены в структуру «Жизни Мартина» как дополнительный «триптих». Письмо пресвитеру Евсевию имеет апологетическую и полемическую направленность: Сульпиций Север обличает своих противников, хуливших Мартина, и повествует о чудесном спасении святого от пожара. Во втором письме, адресованном диакону Аврелию, Сульпиций Север рассказывает о том, как он узнал о смерти Мартина; скорбный плач автора переходит в панегирик святому и завершается выражением надежды на его небесное заступничество. Подробное повествование о кончине Мартина, выдержанное в патетическом стиле, – основная тема третьего письма, адресованного Бассуле, тёще Сульпиция Севера; оно завершается описанием погребения святого, представленного как триумфальная процессия. По мнению Тимоти Дэвида Барнса, второе и третье письма были составлены вскоре после кончины Мартина, в конце 397 г. – начале 398 г.; первое письмо, в котором Сульпиций Север полемизирует с критиками, было написано позднее, т.к. обсуждение поднятых в нём вопросов автор продолжил в «Диалогах» которые были написаны Сульпицием Севером, скорее всего, как полагают исследователи, в 403 или 404 г. Впервые о них упоминает Иероним Стридонский в комментарии на «Книгу Иезекииля» (между 411 и 414 гг.). Позднее Геннадий Марсельский писал о двухчастной «Беседе Постумиана и Галла», посвящённой подвигам восточных монахов и жизни Мартина, а в «Декрете Геласия» говорится об «апокрифических» сочинениях Постумиана и Галла, т.е. о «Диалогах» Сульпиция Севера. Эти данные свидетельствуют о том, что первоначально «Диалоги» состояли из двух книг («Постумиан» и «Галл»), хотя в большинстве рукописей они разделены на три книги. Исследователи отмечают, что сочинение Сульпиция Севера продолжает традиции античного жанра диалога, самыми известными примерами которого в латинской литературе были произведения Цицерона. Собеседники Сульпиция Севера – аскет Постумиан, вернувшийся после длительных странствий по Востоку, и Галл, ученик Мартина. В первом диалоге Постумиан рассказывает о состоянии монашества и подвигах святых в Египте и Палестине, уделяя особое внимание оригенистским конфликтам и идеям Иеронима Стридонского. Повествование ведётся в форме итинерария, после чего следует обсуждение пороков и добродетелей аскетов, в ходе которого Постумиан просит Сульпиция Севера рассказать о «твоём Мартине» (de Martino tuo). Диалог завершается восхвалением Мартина и согласием Галла дополнить «Жизнь Мартина» своими воспоминаниями о святом. Основное содержание второго и третьего диалогов – пространное повествование Галла о чудесах Мартина, композиция которого исследователям не вполне ясна. В «Диалогах» Сульпиций Север пытается доказать, что Мартин не только превзошёл знаменитых подвижников Египта в чудесах («Всё, что делал каждый из них, он один с лёгкостью совершил»), но и соединил в себе все добродетели, которыми обладали восточные аскеты. Никто из монахов и тем более епископов, которых Постумиан встретил на Востоке, не могли сравниться с Мартином.

 



 
PR-CY.ru