МАРТИН - Страница 6

Благодаря этим приёмам «стилизованный нарратив» Сульпиция Севера приобретает сходство с евангельским повествованием (действие «застывает, подобно иконе»). Отдельные «панно» сгруппированы в «триптихи», из которых складываются основные части произведения. Согласно Ж. Фонтену, после посвящения и пролога, в которых изложены цели и задачи автора, в сочинении выделяются три части разного объёма. В первой части, посвящённой началу духовного пути Мартина и его жизни до избрания на епископскую кафедру, повествование ведётся в хронологическом порядке. Эпизоды, объединённые в «триптихи», представляют Мартина как земного солдата и одновременно воина Христова, ученика святого Илария и аскета, посвятившего себя епископскому служению в миру, но не оставившего аскетическую практику. Таким образом, в первом разделе Мартин изображён как воин, во втором – как клирик, в третьем – как епископ. Исследователи отмечают, что наибольшей драматизацией отличаются финальные эпизоды «триптихов»: столкновение Мартина с цезарем Юлианом, воскрешение мёртвых, разоблачение ложного мученика. С. Лабарр предложила скорректировать эту схему: в первой части выделяются «панно», посвящённые воинской службе Мартина (особой значимостью наделён центральный эпизод с рассказом об «амьенской милости»), его знакомству со святым Иларием и выступлению против арианской ереси (основная тема – Иларий как духовный наставник Мартина), монашескому подвигу Мартина, который завершился избранием на епископскую кафедру (в композиционном центре фрагмента описывается воскрешение умерших). Основная тема второй части «Жизни Мартина» – епископское служение святого, представленное как духовная битва «воина Христова» с силами зла. Хронологический принцип изложения сменяется тематическим. Согласно С. Лабарр, после смысловой цезуры в начале второй части Сульпиций Север подчёркивает «постоянство» святого (constantissime perseuerabat qui prius fuerat); этот мотив «обеспечивает единство повествования и нередко мешает провести чёткую границу между его отдельными частями». Ж. Фонтен выделяет во второй части разделы, посвящённые борьбе с язычеством (подчёркивается героизм святого, подобного библейским пророкам); исцелению больных и изгнанию демонов; попыткам сатаны, всё более изощрённым, сломить волю Мартина и добиться от него повиновения (здесь говорится о присущем святому даре «различения духов»). По мнению С. Лабарр, первый «триптих» посвящён основанию монастыря и искоренению язычества, второй – исцелениям, третий – противостоянию Мартина земным правителям и дьяволу. В первом «триптихе» попарно размещены шесть эпизодов (два чуда, совершённых с помощью крестного знамения; два рассказа о разрушении языческих храмов; две неудачные попытки язычников убить святого). В третьем «триптихе» говорится о деяниях Мартина, названных «менее значительными» (ut minora tantis inseram). Самая краткая часть «Жития Мартина» – заключение и эпилог, в которых Сульпиций Север попытался описать образ жизни, поведение и добродетели святого – пастыря церкви и духовного наставника, строгого подвижника и исповедника, гонимого врагами.

 



 
PR-CY.ru