ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм - Страница 10

В майнцский период Г.В. Лейбниц также создал небольшое сочинение на немецком языке «О всемогуществе и всеведении Бога и о свободе человека» («Von der Allmacht und Allwissenheit Gottes und der Freiheit des Menshen»), в котором он впервые затронул ряд проблем, впоследствии получивших подробную разработку в рамках развитой им системы теодицеи. Научные интересы Г.В. Лейбница в конце 1660 гг. были тесно связаны с развитием его философских идей. Вследствие принципиальной важности для метафизики понятия «движение», Г.В. Лейбниц, ориентируясь на физические идеи Рене Декарта, Томаса Гоббса, Кристофера Рена (1632–1723 гг.) и Христиана Гюйгенса (1629–1695 гг.), предложил в сочинении «Теория абстрактного движения» («Theoria motus abstracti»; первое издание – 1671 г.) общую теорию движения натурфилософского характера, а в дополняющем его сочинении «Новая физическая гипотеза» («Hypothesis physica nova»;  первое издание – 1671 г.), – объяснение конкретных видов движения (планетарного, магнетического, химического и т.п.) с использованием популярной в то время гипотезы взаимодействия тонкого «эфира» и плотной «материи». В области физики Г.В. Лейбниц занимался также исследованием некоторых аспектов оптики; обзор достигнутых им результатов он отправил для критической оценки Бенедикту Спинозе (1632–1677 гг.). Г.В. Лейбниц сохранял интерес к математике, однако не сильно продвинулся в её изучении, преимущественно продолжая прежние исследования проблем комбинаторики. В процессе рефлексии над собственной деятельностью в качестве философа и учёного Г.В. Лейбниц всё больше укреплялся в убеждении, что для прогресса наук требуется тесное взаимодействие исследователей, постоянный обмен научными идеями и результатами. Он безуспешно пытался заинтересовать немецких князей проектами издания научного журнала или организации в Германии общества учёных (Академии) по образцу английского Королевского общества и Французской академии наук. С конца 1660 гг. Г.В. Лейбниц активно занялся распространением своих сочинений и идей, вступив в переписку со многими европейскими правителями, философами, теологами и учёными. Хотя иногда письма Г.В. Лейбница оставались без ответа (например, два письма Томасу Гоббсу), в большинстве случаев представители интеллектуальных и научных кругов Европы давали его сочинениям положительную оценку и охотно принимали участие в обсуждении формулируемых Г.В. Лейбницем в письмах философских и научных проблем. Обширная переписка позволяла Г.В. Лейбницу получать актуальную информацию о научных достижениях современников, а также быть в курсе основных политических и интеллектуальных событий. В число лиц, с которыми он начал обмениваться письмами в этот период, входили: Иоганн Фридрих (1625–1679 гг.), герцог Брауншвейг-Люнебургский (Ганноверский); Генри Ольденбург (около 1618 – 1677 гг.), секретарь английского Королевского общества; философы и учёные Герман Конринг (1606–1681 гг.), Ламберт ван Велтёйсен (1622–1685 гг.), Пьер де Каркави (около 1600 – 1684 гг.), Отто фон Герике (1602–1686 гг.) и др.

 



 
PR-CY.ru