ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм - Страница 2

В диспутации, изданию которой было предпослано благожелательное предисловие Якоба Томазия, Г.В. Лейбниц защищал тезис о том, что индивидуальность индивида определяется «полнотой его бытийной сущности» («individuum sua tote entitate individuatur»; об истории дискуссий относительно принципа индивидуации см. в статьях Индивид, Индивидуация). Г.В. Лейбниц отвергает представления схоластов о том, что принципом индивидуации является абстрактная или формальная сущность (essentia) либо материальное существование (existentia); он также не принимает учение Иоанна Дунса Скота (ум. в 1308 г.) об «этовости» (haecceitas) как видовом принципе индивидуации, вставая на позицию номиналистов (см. в ст. Универсалии) и утверждая, что реальным является лишь индивидуальное, а не родовидовое бытие. Г.В. Лейбниц заключает, что основание индивидуальности – это бытийная сущность (entitas), т.е. само конкретное бытие индивида, «существо сущего» как формально-материальное единство. В этом утверждении уже предвосхищено ставшее впоследствии характерным для Г.В. Лейбница представление об онтологической первичности индивидуального сущего, а также развитое им учение о том, что не может существовать двух реально тождественных индивидов (монад), т.к. в этом случае они оказались бы неотличимыми друг от друга ни в бытии, ни в познании. В период занятий с Якобом Томазием Г.В. Лейбниц усвоил основные принципы схоластической метафизики, однако у него сохранялись сомнения в истинности метафизического метода, который в это время подвергался жёсткой критике как со стороны приверженцев научно-механистического объяснения природы, так и со стороны сторонников «нового идеализма» – Рене Декарта (1596–1650 гг.) и его последователей. Оставаясь в ранний период на позициях школьного аристотелизма, Г.В. Лейбниц самостоятельно изучал произведения Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг.), Томмазом Кампанеллы (1568–1639 гг.), Томаса Гоббса (1588–1679 гг.), Пьера Гассенди (1592–1655 гг.) и др., а также сочинения картезианцев. Помимо уже получивших известность философских работ предшественников Г.В. Лейбниц уделял внимание трактатам современников; так, сохранились его заметки на полях учебника «Компендиум метафизики» («Compendium metaphysicae», 1652 г.), автором которого был Даниэль Шталь (1589–1654 гг.), профессор логики и метафизики Йенского университета, а также заметки к сочинению «Практическая философия» Якобо Томазия. После защиты диссертации Г.В. Лейбниц в течение нескольких месяцев посещал в Йенском университете лекции философа и математика Эрхарда Вейгеля (1625–1699 гг.); Г.В. Лейбницу оказалось близко и понятно стремление Э. Вейгеля совместить традиционную аристотелевские метафизику и логику с достижениями новой математики и построить единую универсальную философию на логико-математических основаниях.

 



 
PR-CY.ru