ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм - Страница 3

После возвращения в Лейпциг в октябре 1663 г. научные интересы Г.В. Лейбница сместились в область права и его философского осмысления; в течение года он посещал лекции профессоров права Квиринуса Шахера (1597–1670 гг.) и Бартоломея Леонарда фон Швендендёрффера (1631–1705 гг.). В феврале 1664 г. Г.В. Лейбниц получил степень магистра свободных искусств, т.е. философии, защитив диссертацию «Примеры философских вопросов, заимствованных из области права» («Specimen quaestionum philisophicarum ex jure collectarum»; первое издание – 1664 г.). Смысловым центром сочинения является тезис Г.В. Лейбница о принципиальной важности философии и философского мышления для юриспруденции; этот общий тезис он обосновывает с помощью конкретных примеров. Г.В. Лейбниц предлагает собственную интерпретацию ряда законов аристотелевской физики, а также метафизических понятий и категорий («сущее», «истинное», «присутствующее», «целое», «часть», «отношение» и т.п.), демонстрируя, что без их корректного философского понимания невозможно их надлежащее применение в сфере юриспруденции. В 1665 г. Г.В. Лейбниц представил более узкую по тематике диссертацию в двух частях под названием «Юридическое рассуждение об условных положениях» («Disputatio juridica de conditionibus»; первое издание – 1665 г.). Поскольку условные положения описывают не реальные обстоятельства, а гипотетические возможности, Г.В. Лейбниц называл предложенные им правила их применения в сфере юриспруденции «гипотетическим правом». В октябре 1665 г. Г.В. Лейбниц успешно защитил эту работу и получил степень бакалавра права. С конца 1665 г. Г.В. Лейбниц работал над состоявшей из нескольких частей философской диссертацией, опубликованной под заглавием «Диссертация о комбинаторном искусстве» («Dissertatio de arte combinatoria»; первое издание – 1666 г.). Первую часть сочинения Г.В. Лейбниц представил в ходе публичного диспута на философском факультете Лейпцигского университета в марте 1666 г., получив после успешной защиты формальное право на преподавание. В печатном издании основному тексту было предпослано краткое доказательство бытия Божия, в основе которого лежит анализ движения, понимаемого в духе схоластического аристотелизма: всякая субстанция движет или движется; любое движущее тело само движется; тело как целое есть бесконечно делимый на части континуум, поэтому для приведения его в движение требуется бесконечная сила, которая сама не может быть телесной; таким образом, существует бестелесная субстанция, обладающая бесконечной силой, т.е. Бог. Основная часть диссертации содержит оригинальное и подробное, однако с точки зрения структуры довольно запутанное рассмотрение проблем комбинаторики, т.е. науки, занимающейся анализом элементов конечных множеств с точки зрения возможных вариантов их размещения, сочетания, перестановки и т.п.

 



 
PR-CY.ru