ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм - Страница 54

Исследованию учения Г.В. Лейбница о познании и в целом философского содержания «Новых опытов...» Г.В. Лейбница посвящена магистерская диссертация Владимира Михайловича Каринского (1874 – после 1930 гг.), защищённая в Санкт-Петербургском университете. В Казани работал ученик Е.А. Боброва Иван Иванович Ягодинский (1869 – после 1918 гг.), опубликовавший скрупулёзное исследование раннего периода философской деятельности Г.В. Лейбница, а также подготовивший издание нескольких его малых сочинений с комментариями. В диссертации ученика И.И. Ягодинского Николая Николаевича Сретенского была предложена сравнительная интерпретация философских систем Г.В. Лейбница и Рене Декарта. Выполненное на высоком научном уровне сопоставление философского учения Г.В. Лейбница со взглядами Бенедикта Спинозы было представлено в магистерской диссертации Виктора Адриановича Беляева (1883 – после 1957 г.), преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии. Философскую оценку взглядам Г.В. Лейбница в этот период давали ведущие представители русской философской мысли. Так, Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900 гг.), испытавший влияние некоторых идей лейбницианства, в раннем сочинении «Кризис западной философии» (1874 г.) выделял в качестве положительного достижения метафизики Г.В. Лейбница «утверждение исключительной самостоятельности и первоначальности за психическим или субъективным бытием», а в качестве источника её проблематичности – то, что в ней была поставлена под сомнение достоверность познания как относящегося к действительно сущему, т.е. всеобщее значение и объективное единство познания. Священник Павел Александрович Флоренский (1882–1937 гг.) дал опубликованному в 1914 г. сочинению «Столп и утверждение истины» подзаголовок «Опыт православной теодицеи»; хотя в этом сочинении нет прямой полемики с Г.В. Лейбницем, исследователи не исключают, что оно было задумано как своего рода альтернатива лейбницианскому рационализму. Косвенным подтверждением этого служит критика, которой священник П.А. Флоренский подвергает учение Г.В. Лейбница о любви как об удовольствии от счастья других. По утверждению священника П.А. Флоренского, монады, «обречённые на само-замкнутость онтологического эгоизма их чисто-внутреннего состояния..., любят только иллюзорно, не выходя из себя посредством любви», тогда как подлинная любовь есть «субстанциальный акт, переходящий от субъекта на объект и имеющий опору – в объекте». С 1920 гг. изучение пронизанной теологическими идеями метафизики Г.В. Лейбница в СССР было невозможным по идеологическим причинам, однако отдельные исследователи продолжали заниматься его научно-теоретическим наследием и готовили соответствующие переводы. Новые обзорные работы по философии Г.В. Лейбница стали появляться лишь в 1970–1980 гг.; несмотря на наличие в них некоторых идеологических штампов и предвзятых оценок, их авторам удалось учесть основные достижения западных историков философии и представить достаточно объективную и полную картину философских взглядов Г.В. Лейбница. Важнейшим вкладом в изучение философии Г.В. Лейбница в России стало издание четырёхтомного собрания сочинений Г.В. Лейбница, в которое были включены как основные дореволюционные переводы (с исправлениями и комментариями), так и многие новые переводы.



 
PR-CY.ru