ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм - Страница 7

Так, в 1669 г. в опубликованном под псевдонимом сочинении «Пример политического доказательства по вопросу избрания короля Польши» («Specimen Demonstrationum Politicarum pro eligendo rege Polonorum»; первое издание – 1669 г.) Г.В. Лейбниц последовательно рассматривал кандидатуры возможных претендентов на польский престол и путём логических рассуждений пытался обосновать, что наилучшим кандидатом является Филипп Вильгельм (1615–1690 гг.), пфальцграф Нойбурга, которого поддерживали И.К. фон Бойнебург и некоторые германские князья. Хотя эта кандидатура была отклонена польскими дворянами, Г.В. Лейбниц приобрёл известность как политический публицист, выступавший в защиту германских интересов в Европе. Важное значение имело ещё одно политическое сочинение Г.В. Лейбница – подготовленная для И.К. фон Бойнебурга и курфюрста Майнцского в 1670 г. пространная записка под названием «Соображения, каким образом в текущих обстоятельствах можно укрепить в Империи внешнюю и внутреннюю общественную безопасность и стабильность» («Bedencken welchergestalt Securitas publica interna et externa und Status praesens im Reich jezigen Umbständen nach auf festen Fuß zu stellen»; первое издание – 1838 г.), в которой Г.В. Лейбниц указывал на опасность усиления Франции. Гон утверждал, что для предотвращения французской угрозы германские князья должны преодолеть политические и религиозные. разногласия и создать новый общегерманский союз, тайной целью которого будет сдерживание Франции. Г.В. Лейбниц полагал, что, если к этому союзу явно или тайно присоединятся Австрия, Голландия, Англия и Испания, Франция будет вынуждена отказаться от дальнейшей экспансии в Европе и обратит свою военную силу на завоевательные операции в Северной Африке, что принесёт пользу всем христианским государствам. Защищая интересы Майнцского курфюрста, Г.В. Лейбниц вместе с тем занял ярко выраженную патриотическую позицию, одним из первых осознав в качестве первостепенной политической задачи обеспечение единства раздробленной феодальной Германии перед лицом других европейских государств. Поскольку одной из важнейших причин разделения и вражды между германскими князьями в XVII в. оставались религиозные противоречия, Г.В. Лейбниц уделял значительное внимание тематике христианского единства и различным аспектам межконфессиональных споров. Дополнительным фактором, оказывавшим противоречивое влияние на литературную деятельность Г.В. Лейбница в этой сфере, было то, что, поступив на службу к католическому князю, он в отличие от И.К. фон Бойнебурга не стал переходить в католицизм и формально оставался лютеранином, однако в сочинениях был вынужден придерживаться прокатолические позиции. Наряду с общими темами философской теологии, к рассмотрению которых Г.В. Лейбниц обращался в философских трактатах по собственной инициативе, в 1668–1671 гг. он по поручению И.К. фон Бойнебурга разбирал в небольших заметках несколько частных богословских тем. Так, в заметках «Защита Троицы против Вишоватого» («Defensio Trinitatis contra Wissowatium»; первое издание – 1717 г.; представляет собой комментарий к адресованному И.К. фон Бойнебургу письму одного из лидеров польских социниан, Анджея Вишоватого), «Опровержение возражений Даниэля Цвиккера против учения о Троице и Воплощении» («Refutatio objectionum Dan. Zwickeri contra Trinitatem et Incarnationem»), «О Боговоплощении, или Об ипостасном единстве» («De Incarnatione Dei seu de Unione hypostatica») Г.В. Лейбниц предложил критические аргументы против триадологии и христологии польских и немецких антитринитариев и социниан.

 



 
PR-CY.ru