«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 4

Скорее всего, как отмечают исследователи, возникновение практики причащения Преждеосвящёнными Дарами в римском чине Великой пятницы к VIII в. связано с окончательным установлением в то же самое время традиции ежедневного совершения мессы Великим постом; но Великая пятница имела уже давно устоявшееся богослужение, не предполагавшее совершения мессы, и выглядела исключением из правила, каковое и было устранено. Исследователи не сомневаются, что ключевой богословской предпосылкой для самого существования «Литургии Преждеосвящённых Даров» является вера в то, что евхаристические Дары реально, а не символически и навсегда становятся Телом и Кровью Христовыми – иначе практика сохранять Святые Дары после окончания литургии не имела бы смысла. Следовательно, «Литургия Преждеосвящённых Даров» неразрывно связана с традицией хранения Святых Даров для причащения ими вне евхаристической литургии, хорошо известной с раннехристианского времени. Однако причины установления именно общественного богослужения, включающего совместное причащение, но исключающего евхаристическую молитву общины, исследователям не вполне ясны. Исследователи выдвигали различные предположения относительно этих причин. Одной из них, как отмечают исследователи, было прекращение с IV в. практики домашнего причащения мирян вследствие злоупотреблений (в эпоху Вселенских соборов келейное самопричащение засвидетельствовано только в монашеской среде, а также у нехалкидонитов – у них как знак оппозиции официальной иерархии), при этом причащение мирян в будние дни, когда не служили полную литургию, всё же не было оставлено полностью и переместилось в храмы. Другой возможной причиной, как отмечают исследователи, могло быть установление в III–IV вв. во многих городах постоянных богослужебных собраний по средам и пятницам, в которых участвовала не вся местная община (и потому они не сопровождались полной литургией), но которые были итогом поста этих дней, содержали аналогично литургии службу чтений и с какого-то момента, как отмечают исследователи, стали завершаться причащением Преждеосвящёнными Дарами. По мнению исследователей, можно быть полностью уверенным в том, что самое существенное влияние на возникновение «Литургию Преждеосвящённых Даров» оказало повсеместное распространение в IV в. практики соблюдения Великого поста. Пост стал и временем более частого посещения мирянами церковных собраний (во второй половине IV в. особой популярностью пользовались (об этом сообщает, например, Эгерия) огласительные беседы, проводившиеся по будням, послушать которые приходили не только оглашаемые, но и многие верные). Их желание принять участие в Трапезе Господней при каноническом запрете на совершение евхаристии в будние дни поста имело, как отмечают исследователи, следствием появление «Литургии Преждеосвящённых Даров». В пользу этой гипотезы косвенно говорит также то, что на латинском Западе, где каноническая регламентация Лаодикийского собора не была воспринята, «Литургия Преждеосвящённых Даров» не стала обычной великопостной службой – напротив, уже к VIII в. особенностью Великого поста в римской традиции стало ежедневное совершение именно полной мессы (после VI в. – кроме четверга, а при папе Римском Григории II (715–731 гг.) – также и по четвергам).

 



 
PR-CY.ru