«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 7

Таким образом, «Номоканон» считает чин «Знаменования чаши...» нововведением VI в. (и не содержит утверждений о замене Севиром домашнего самопричащения общецерковным). Наконец, «Номоканон» описывает порядок «Знаменования чаши...» ещё и для того случая, когда оно совершается отшельниками в священном сане, в одиночестве или вместе с другими отшельниками, но без народа, т.е. не в храме, а в келье. Эти указания даются от лица Иакова Эдесского: иеромонаху дозволяется совершать чин до трёх раз в неделю, и он может как сопровождать священнодействие осенения чаши святым Хлебом соответствующими молитвами, так и производить его в молчании; иеродиакону совершение чина также дозволено, но лишь в молчании. По образцу чина Севира строятся и два других западно-сирийских чина «Литургии Преждеосвящённых Даров», известных исследователям по значительно меньшему числу рукописей и приписываемых Василию Великому и Иоанну Златоусту. Исследователи отмечают, что от «Знаменования чаши Севира Антиохийского» они отличаются, прежде всего, своей центральной молитвой – над чашей, которая стоит на месте анафоры полной литургии. По наблюдениям Х.У. Кодрингтона, сирийская «Литургии Преждеосвящённых Даров» Василия Великого изложена в рукописях в двух вариантах: в первом окружающие «Отче наш» вступление и эмболизм взяты из литургии апостола Марка (согласно её коптской версии), во втором – из чина Севира. В настоящее время у сиро-яковитов и сиро-католиков чин «Знаменования чаши...» не совершается (хотя у сиро-католиков он был всё же включён в некоторые официальные издания Служебника), но в маланкарской традиции этот чин сохранился. Исследователям известен также текст маронитской «Литургии Преждеосвящённых Даров» (ныне не совершается), основанный на чине маронитской литургии апостола Петра №3 (или «Шарар», по первым словам), с сокращениями, аналогичными сокращениям полной литургии в чине «Литургии Преждеосвящённых Даров» Севира Антиохийского, и с прибавлением одной молитвы из последнего и ещё одной – из западно-сирийской «Литургии Преждеосвящённых Даров» Василия Великого. В сирийской мелькитской (т.е. православной) традиции, естественно, был хорошо известен константинопольский чин «Литургии Преждеосвящённых Даров», причем его перевод в сирийских и арабских рукописях (помимо обычного византийского заглавия – «Преждеосвящённая [литургия]» и т.п.) может иметь и характерное для сирийцев-нехалкидонитов заглавие «Знаменование чаши (святого мар Василия)». А в арабоязычной мелькитской рукописи XV в. выписана молитва, напоминающая западно-сирийские молитвы «Знаменования чаши...», под заглавием «О Преждеосвященной просфоре» (издатель (1916 г.) полагал, что молитва была предназначена для причащения больных на дому с использованием запасных Даров, но исследователи допускают и иные интерпретации).

 



 
PR-CY.ru