«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 2

Наиболее ранние свидетельства о совершении «Литургии Преждеосвящённых Даров» на Востоке исследователи относят к VII в. В константинопольской «Пасхальной хронике» под 615 или 616 г. говорится, что «в этот год при Сергии, патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после «Да исправится…», во время перенесения Преждеосвящённых Даров из скевофилакиона в алтарь, петь [следующее песнопение]: после священнического возгласа «По дару Христа Твоего...» народ сразу начинает: «Ныне силы…» (это песнопение доныне исполняется на «Литургии Преждеосвящённых Даров»; в «Пасхальной хронике» его текст приведён полностью). И это [теперь] поётся не только Великим постом во время входа Преждеосвящённых [Даров], но и в другие дни, когда бы ни случилась [служба] Преждеосвящённых». А в происходящих из Палестины «Чудесах Святой Девы Марии в Хозиве» – сборнике различных историй, составленном Антонием Хозевитом (ум. между 632 и 640 гг.), – описывается, как послушник или молодой монах прочёл над просфорами, которые он нёс в свой монастырь, какую-то часть евхаристической молитвы, услышанной им в церкви (вероятно, эпиклезу), после чего на него и на просфоры сошёл Святой Дух, а настоятелю монастыря, ожидавшему прибытия своего послушника, явился ангел, повелев совершить над просфорой вместо полного чина «Преждеосвящённый…, ибо она освящена». Наконец, правило 52 Трулльского собора 691–692 гг. канонически закрепляет совершение «Литургии Преждеосвящённых Даров» «во все дни поста Святой четыредесятницы (т.е. Великого поста), кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения», тем самым корректируя предписания правил 49 и 51 Лаодикийского собора (до 343 г. или около 360 г.), запрещавшие совершение какой-либо литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Собственно текст «Литургии Преждеосвящённых Даров» согласно константинопольской традиции сохранился в рукописях с конца VIII в. и далее, а тексты палестинской «Литургии Преждеосвящённых Даров» апостола Иакова и сирийских чинов Преждеосвящённой литургии – в рукописях начиная с X в. Впрочем, исследователи отмечают, что сами эти тексты явно датируются более ранним временем, чем древнейшие содержащие их списки (например, грузинский перевод «Литургии Преждеосвящённых Даров» апостола Иакова, по мнению С. Верхельста, был выполнен в VII или даже VI в. Действительно, из процитированных выше свидетельств исследователи хорошо видят, что уже к началу VII в. «Литургия Преждеосвящённых Даров» практиковалась немалое время, поскольку она упоминается в качестве вполне обычного последования. С другой стороны, в достаточно подробных описаниях иерусалимского богослужения IV–V вв. («Паломничестве» Эгерии и армянской версии древнего иерусалимского Лекционария) никаких упоминаний о «Литургии Преждеосвящённых Даров» в разделах о Великом посте и Страстной седмице не содержится, так что в Палестине она появилась не раньше середины V в. (скорее всего, как полагают исследователи, в VI в.). В грузинскую версию древнего иерусалимского Лекционария, отражающую практику VI–VII вв., «Литургия Преждеосвящённых Даров» уже включена.

 



 
PR-CY.ru