«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 5

Аналогичная практика ежедневного совершения полной литургии Великим постом есть и в некоторых восточных традициях (например, у коптов), причём «Литургия Преждеосвящённых Даров» в этих же традициях некогда была известна, но сейчас позабыта, как, очевидно, и указанные правила Лаодикийского собора. Ещё одной возможной причиной возникновения (или, по крайней мере, быстрого распространения) практики совершать «Литургию Преждеосвящённых Даров» на Востоке могла быть, как отмечают исследователи, деятельность нехалкидонитов. Исследователям хорошо известно, что в V–VII вв. главным внешним признаком нехалкидонитов был отказ принимать евхаристию из рук признающего Халкидонский собор клира; оппозиционное Собору духовенство способствовало этому, массово раздавая мирянам Святые Дары для домашнего самопричащения. Именно в этом контексте исследователи понимают и слова часто цитируемого письма к Кесарии, автором которого ошибочно считается Василий Великий: «…Нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственною своею рукою… А в Александрии и Египте и каждый крещёный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет» (в действительности это письмо принадлежит перу Севира Антиохийского, одного из главных идеологов антихалкидонитов). Нехалкидонитское духовенство, отдельные представители которого подвергались гонениям или (как Иаков Барадей) много перемещались с места на место, могло иметь потребность в «Литургии Преждеосвящённых Даров» как кратком и упрощённом чине литургии, в котором используется ранее освящённый евхаристический Хлеб, тем более что он нередко хранился даже в домах рядовых верующих и потому был легко доступен, но чаша освящается заново, поскольку подолгу хранить и тем более транспортировать Кровь Христову в древней церкви не было принято. Не случайно, как отмечают исследователи, изобретателем самого чина «Литургии Преждеосвящённых Даров» в яковитской среде считается Севир Антиохийский. Впрочем, приписывать возникновение «Литургии Преждеосвящённых Даров» личному благочестию этого антихалкидонского деятеля, как это делал Николай Дмитриевич Успенский, утверждавший, что именно Севир первым предписал в Антиохии сделать «замену в Великом посту домашнего самопричащения общецерковным», после чего в 530 гг. при его участии эта практика была принята и в Константинополе, исследователи считают вряд ли возможным. Наконец, некоторые попытки объяснить происхождение «Литургии Преждеосвящённых Даров» (к таковым исследователи относят анахронистические предположения Евграфа Ивановича Ловягина (полагал, что прообраз «Литургии Преждеосвящённых Даров» возник уже «в первоначальной Церкви» для причащения вечером в постные дни в силу якобы невозможности совершения евхаристии в вечернее время) и Жан-Батиста Тибо (объявил средневековую латинскую практику причащения в Великую пятницу Святыми Дарами со службы Великого четверга раннехристианским установлением, восходящим чуть ли не к «Дидахе»); экзотическую теорию Вадима Мироновича Лурье (усмотрел в «Литургии Преждеосвящённых Даров» не только развитие практики самопричащения у первых христиан, но и продолжение якобы имевшего место в древней церкви обычая освящения мирянами чаши, причём с почитанием самой чаши в качестве особого сакрального объекта, восходящего к мифической Чаше Соломона); распространенную в популярной литературе версию о составлении «Литургии Преждеосвящённых Даров» лично папой Римским Григорием I Великим), по мнению исследователей, должны быть полностью отвергнуты.

 



 
PR-CY.ru