«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 6

За пределами константинопольской литургической традиции наибольшей известностью обладают западно-сирийские чины «Литургии Преждеосвящённых Даров». Прежде всего, это чин, приписываемый Севиру Антиохийскому. Он сохранился в большом числе рукописей X в. и позднее, научное издание его текста (хотя и не критическое) было осуществлено Х.У. Кодрингтоном. Уже само заглавие чина («Знаменование чаши [Телом Христовым] святого мар Севира, патриарха Антиохийского») говорит исследователям о том, что ключевым аспектом этого чина было освящение чаши. Чин начинался с поставления на престол Преждеосвящённого Хлеба и чаши со «смешением» (неосвящённое вино, разбавленное водой) и должен был совершаться после вечерни и библейских чтений (включая Евангелие). Он состоял из: молитвы начального каждения; пространной молитвы на предложение Даров (в тексте литургии обозначена как «седро», т.е. чин, «на вход»; здесь содержатся в том числе такие слова: «Милосердный Господи, преложи и смешение в этой предложенной чаше, в святость, которая есть Твоя от Твоих…»); преподания мира священником и его возглашения «Свят Отец…» (в сирийских литургиях эти слова сопровождают каждение перед Символом веры и анафорой); Символа веры; молитвы священника о своём недостоинстве и о принятии Богом приношения; молитвы, произносимой «по образу анафоры»: «Христе Боже наш, совершивший нас ради это великое таинство Твоего божественного Воплощения, освяти эту предложенную чашу с вином и водой и объедини её с Твоим почитаемым Телом, чтобы она была для нас и для принимающих и причащающихся от неё в святость души и тела и духа…» (далее следует подробное перечисление плодов причащения и славословие) и завершаемой благословением народа священником; троекратного назнаменования чаши частицей Тела Христова («Углём» – ср.: Ис. 6:6–7) со словами: «Чаша благодарения и спасения назнаменуется искупительным Углём в прощение прегрешений и во оставление грехов, и в жизнь вечную для принимающих [её]» (народ: «Аминь»); молитвы Господней «Отче наш» с молитвенным вступлением и заключительным эмболизмом; преподания мира и главопреклонной молитвы; повторного преподания мира и благословения народа священником; возгласа: «Преждеосвященная Святая – святым» и обычного для сирийских литургий ответа народа: «Един Отец свят…»; причащения и благодарственной молитвы; преподания мира, главопреклонной молитвы; двух других священнических молитв и заключительного благословения. Тот же порядок и также от имени Севира описывается в «Номоканоне» Григория Бар Эвройо, где дополнительно сообщается, что при осенении чаши частицей Тела Христова священник трижды изображает частицей знак креста, обмакивая её при этом в вино. Само составление чина «Знаменование чаши...» этот источник приписывает Севиру: якобы верующие просили изыскать возможность причащения в будние дни Великого поста, и Севир, не желая нарушить ни канонические правила о несовершении полной литургии в эти дни, ни запрет оставлять Кровь Христову на хранение даже на одну ночь (этот запрет, который разрешено нарушать только ради причащения больных, содержится в том же «Номоканоне»; аналогичные запреты известны исследователям и за пределами западно-сирийской традиции, включая некоторые средневековые латинские источники), предписал осенять чашу Преждеосвящённым Хлебом, без его повторного осенения Кровью Христовой (соответствующее священнодействие есть в сирийских чинах полной литургии).

 



 
PR-CY.ru