«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 3

В свою очередь, в сиро-яковитской традиции установление «Литургии Преждеосвящённых Даров» приписывается Севиру Антиохийскому, что, по мнению исследователей, не обязательно соответствует действительности, но всё же является ещё одним указанием на VI в. как на вероятное время появления «Литургии Преждеосвящённых Даров» на Востоке. На латинском Западе «месса Преждеосвящённых» в конце службы чтений Великой пятницы впервые описывается в древней редакции «Сакраментария Геласия», сохранившейся в рукописи около 750 г., но сформировавшейся примерно за полвека до того. Впрочем, как отмечают исследователи, некоторые латинские монашеские уставы уже в VI в. предписывали братии ежедневно причащаться Преждеосвящёнными Дарами, но их указания не получили продолжения в последующей традиции. В древнейших латинских источниках причащение Преждеосвящёнными Дарами предваряется простым «Отче наш» (с обычными вступлением и завершением) и совершается в молчании, т.е. какого-либо чина, подобного восточным, по сути, нет. В то время как на Востоке различные чины «Литургии Преждеосвящённых Даров» были распространены весьма широко (даже если к настоящему времени они и не употребляются в той или иной литургической традиции) и совершались (по крайней мере, в период Великого поста) достаточно часто, на Западе отношение к «мессе Преждеосвящённых» поначалу было весьма настороженным. Так, составленный примерно в одно время с древней редакцией «Сакраментария Геласия» «Ordo Romanus» XXIII прямо сообщает, что папа и его диаконы не причащаются в Великую пятницу, а желающие всё же причаститься миряне должны отправиться в так называемые титульные храмы (по сообщению Амалария Мецского, римский архидиакон Феодор в 831 г. также утверждал, что на папской службе Великой пятницы никто не причащался, и сам Амаларий подвергал осуждению практику освящать в этот день чашу вложением в неё Тела Христова). А главное, как отмечают исследователи, на латинском Западе причащение Преждеосвящёнными Дарами в отличие от «Литургии Преждеосвящённых Даров» долгое время не имело никакого текстуального оформления в виде молитв или песнопений, предназначенных для подобной ситуации. Поэтому идею о происхождении «Литургии Преждеосвящённых Даров» с Запада, вопреки распространившемуся в православной традиции (только с XVI в.) мнению о её составлении Римским папой Григорием I Великим (Двоесловом), исследователи полностью отвергают. Напротив, появление в Риме в начале VIII в. или немногим раньше практики причащения Преждеосвящёнными Дарами само могло быть обусловлено восточным влиянием. Впрочем, исследователи не исключают и того, что эта практика вообще не связана с восточными чинами «Литургии Преждеосвящённых Даров», а попытки увязать её с ними объясняют, во-первых, анахронизмом (атрибуция «Литургии Преждеосвящённых Даров» папе Римскому Григорию I Великому заставляла исследователей искать корни этой литургии в Риме, но сама эта атрибуция – поздняя), во-вторых, совпадением наименований.

 



 
PR-CY.ru