КРЕЩЕНИЕ - Страница 9

Единственный известный в Древнем мире обряд омовения, совершавшийся с помощью посредника и (скорее всего) однократно, связан с именем Иоанна Крестителя (см. Иоанна Предтеча). Само его прозвище Креститель происходит не оттого, что он крестил Господа Иисуса Христа, а от совершаемого им обряда. Никто из пророков, проповедовавших в Палестине в I в., не совершал ничего подобного, хотя некоторые учили своих учеников совершать регулярные ритуальные омовения (например, Банн и его последователи, в том числе примкнувший к ним Иосиф Флавий, омывались часто днём и ночью; исследователи считают характерным, что для описания их очистительных обрядов Иосиф использовал глагол «омывать», а не «погружать»). В описании Иосифа Флавия Иоанново крещение предстаёт как регулярно совершаемый обряд, возможно, с некоторым оттенком жертвенного характера. Однако само по себе оно не производит очищения и не искупает грехов, а является закономерным итогом упражнения в добродетелях нравственного характера. Исследователи полагают, что Иосиф Флавий точно не знал либо был вынужден скрыть эсхатологический аспект проповеди Иоанна Крестителя из-за римских властей, которые после иудейской войны с подозрением относились к любого рода эсхатологическим ожиданиям иудеев, считая, что они могут послужить поводом для беспорядков и нового восстания. Евангелисты описывают Иоанново крещение иначе и более детально. Совершавшееся Иоанном погружение в воду было тесно связано с его проповедью покаяния перед лицом предстоящего Суда (Мф. 3:10, 12; Лк. 3:9, 17). Он крестил только в проточной воде (в реке Иордан), но при этом в такой, которая считалась неподходящей для омовения по Закону Моисееву. Он не предписывал прошедшим такое очищение отправляться в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв. Иоанн также не требовал от приходивших к нему длительной подготовки. Наоборот, сам обряд был подготовкой к пришествию Сильнейшего, Который будет крестить Духом Святым и огнём (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33). Исследователи полагают, что его обряд включал переход с одного берега реки на другой, символически указывая на новый Исход, переход через Чермное море или вхождение в землю обетованную. Таким образом, Иоанн, как полагают исследователи, указывал на то, что наступлению Царства Божия должно предшествовать обновление Израиля. Евангелисты говорят о том, что приходившие к Иоанну исповедовали свои грехи (Мф. 3:6; Мк. 1:5). Одни толкователи усматривают в этом прообраз христианской исповеди («Некоторые говорят, что Креститель всякого крещаемого, погрузив его по шею в воду, удерживал, пока тот исповедовал свои грехи, и только после исповеди он выходил из воды»), другие видят некое эсхатологическое таинство полного прощения всех грехов или приготовление к прощению грехов на предстоящем Суде. Исследователи полагают, что это «исповедание грехов» было актом не личного, а коллективного покаяния, известного ещё в Ветхом Завете (см., например: 1 Цар. 7:6; Неем. 9; Ис. 64:5–9; Дан. 9:4 –19) и в кумранских памятниках (в «Дамасском документе» говорится о «завете покаяния»). Исследователи отмечают, что тесная связь между служением Иисуса Христа и крещением Иоанновым выражается как на обрядовом (согласно Ин. 3:22 и 4:2, Иисус с учениками крестили ещё до Страстей), так и на богословском уровнях (христианское крещение является мессианским, по сути: согласно словам Воскресшего Христа, в предсказанном Иоанном «крещении Сильнейшего» следует видеть христианское таинство крещения – Деян. 1:5; ср.: 11:16). Как и обряд Иоанна, христианское крещение совершается при участии посредника и только однажды, но в отличие от него дарует крещаемому Святого Духа.

 



 
PR-CY.ru