КРЕЩЕНИЕ - Страница 2

Поэтому церковь не признавала действительным «крещение» евномиан и других еретиков, отрицавших троичный характер крещения («Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов..., которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников»). Другой способ совершения таинства крещения (обливанием) допускался в древней церкви обычно в виде исключения, для тяжелобольных, так называемых клиников, т.е. возлежащих на одре, которых нельзя было крестить через погружение. Православная церковь признаёт обливательное крещение (троекратное возливание воды на голову крещаемого) действительным, поскольку такой способ крещения передаёт символику «воды живой», указывающей на новое рождение. Вместе с тем обливательное крещение считается нежелательным. Троекратное погружение в воду становится таинством в силу веры и произнесения законным совершителем крещения имени триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (тайносовершительная формула по чинопоследованию православной церкви: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (первое погружение) и Сына (второе погружение) и Святаго Духа (третье погружение)»). Основанием для употребления таких слов является заповедь Спасителя апостолам (Мф. 28:19), которая всегда исполнялась в церкви («Кто отделяет что-либо от Троицы и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, тот ничего не получает…, ибо достижение – в Троице»). Совершителями таинства крещения являются епископы или пресвитеры как преемники апостолов («мы не предоставляем власти крестить прочим клирикам, как то: чтецам, певцам, привратникам или служителям, а только епископам и пресвитерам при служении им диаконов»). Диаконам иногда дозволялось крестить по примеру святого диакона Филиппа (Деян. 6:5, 8:12, 13, 38), но только в крайних случаях, при отсутствии епископа и пресвитера (ср.: «Диакон… не совершает Крещения», «Диаконам, по чиноположению церковному, не предоставлено совершать какого-либо таинства, а только служить при совершении»). Равным образом в крайних случаях крестить дозволялось (и ныне дозволяется) мирянам, как мужчинам, так и женщинам. Если же крещённый мирянином через погружение во имя Пресвятой Троицы остаётся в живых, его крещение должно быть восполнено епископом или священником через миропомазание и прочие священнодействия. При этом «крещение», совершённое мирянином без крайней необходимости, не признаётся вовсе. При совершении крещения крещаемому подаётся особенная благодать Божья. По словам Василия Великого, «вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь». Действие благодати Божьей в крещении состоит, прежде всего, в духовном возрождении крещаемого. Господь в беседе с Никодимом называл крещение рождением свыше (Ин. 3:3), рождением от воды и Духа (Ин. 3:5), без которого невозможно войти в Царство Божие.

 



 
PR-CY.ru