КРЕЩЕНИЕ - Страница 178

Касательно практики документ допускает плюрализм обычаев и обрядов, призывает к взаимному признанию крещения и одновременно настаивает на необходимом минимуме существенных элементов в крещальном богослужении: чтение (proclamation) Священного Писания; призывание (invocation) Святого Духа; отречение (renunciation) от зла; исповедание (profession) веры во Христа и Святую Троицу; использование воды; провозглашение (declaration) того, что крещёные обновлены и усыновлены Богу, стали членами церкви и призваны свидетельствовать о Евангелии. Недопустима практика «перекрещивания» (rebaptism); крещение – неповторяемое действие (act). Утверждается согласие в том, что «христианское Крещение – это Крещение водой и Святым Духом». Однако в различных традициях для сообщения дара Духа употребляются разные литургические действия и знаки. Некоторые современные богословы различных христианских конфессий, подчёркивая фундаментальную значимость крещения как сакраментальной основы и залога единства церкви, развивают крещальную экклезиологию в качестве восполнения экклезиологии евхаристической. Второй Ватиканский Собор называет всех христиан других исповеданий «сынами Церкви», хотя и отделёнными (seiuncti) от полного общения с ней, но в то же время «присоединёнными (appositi) к ней в силу Крещения», устанавливающего тáинственные узы единства (vinculum unitatis sacramentale) между всеми, через него возрождёнными. В то же время самосознание католической церкви как той, в которой пребывает (subsistit) истинная Церковь Христа, не умаляется. На это указывает, в частности, то обстоятельство, что папа Римский Бенедикт XIV настоял на внесении изменения в чин крещения детей с целью устранить экклезиологическую размытость используемого в нём раньше термина «христианская община» («communitas christiana»), распространяемого на многие группы и деноминации, в том числе протестантские. Специальным декретом Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, ратифицированным 31 марта 2013 г. уже при папе Римском Франциске, предписано впредь в соответствующих местах чинопоследования использовать выражение «Церковь Божия». Так, в один из центральных моментов перед крестообразным помазанием чела крещаемого служитель таинства теперь произносит: «С великой радостью приемлет тебя Церковь Божия» («Magno gaudio Ecclesia Dei te excipit»).



 
PR-CY.ru