КРЕЩЕНИЕ - Страница 8

В любом случае «крещение прозелитов» не было связано с очищением грехов нравственного характера и какими-либо эсхатологическими ожиданиями. исследователи полагают, что оно воспринималось не как инициация, а лишь как первое ритуальное омовение в жизни нового иудея, не отличающееся, по сути, от последующих. Прозелит сам совершал это омовение, раввины не были посредниками, но лишь наставляли решившего принять иудаизм. Погружение в воду совершалось спустя некоторое время после обрезания, когда позволяло физическое состояние прозелита, при двух – трёх свидетелях. По этой причине было запрещено совершать обряд ночью (Вавилонский Талмуд, Йевамот). В целом в ранней раввинистической традиции помимо «крещения прозелитов» были сформулированы более детальные указания относительно практики и поводов для ритуального омовения. По учению раввинов, каждое омовение должно совершаться осознанно, с соответствующим намерением, без которого оно недействительно. В Мишне приводятся сведения о качестве воды, подходящей для омовения. При этом вопреки галахическим предписаниям кумранитов раввины полагали, что добавление воды из чистого источника способно освятить нечистую воду. В Талмуде также приводятся специальные благословения, читаемые после погружения в микву. Уже первые христианские апологеты подмечали параллели между языческими обрядами и христианским крещение, однако считали всё это кознями дьявола, а сами языческие обряды – пустыми и бесплодными в отличие от крещения. Неотъемлемой частью греческих и римских культов издревле были омовения, совершавшиеся при соприкосновении с ритуально нечистым и при подготовке к жертвоприношениям. Использовалось как погружение в воду, так и окропление и возлияние воды на голову. Некоторые античные авторы говорят о необходимости ритуального омовения грехов в «живой» (проточной) воде. Исследователи встречают также отдельные высказывания с более возвышенным (или метафорическим) пониманием очищения. Особое значение ритуальным омовениям придавали некоторые философы. Однако больше всего внимание исследователей привлекают античные мистериальные культы, в которых омовение было одним из обрядов инициации или предваряло основную часть церемонии. Наиболее детальные описания омовений, в частности, в культе Исиды, составил Апулей. Согласно его сведениям, после омовения в обычной бане совершалось окропление водой с испрашиванием прощения у языческих богов, затем имел место десятидневный пост, после него совершались ночные тайные ритуалы, целью которых было новое рождение; утром новокрещёного одевали в льняные одежды и с факелом в руке приводили в общину, через три дня он участвовал в ритуальной трапезе. При внешнем сходстве отдельных элементов заметны и принципиальные отличия от христианского крещения, которое опирается на ветхозаветную символику, наполнено глубоким богословским смыслом и занимает более значимое место в христианской религии, чем омовения в мистериях. Также следует отметить отсутствие в раннехристианской практике крещения тайных обрядов и открытость проповеди в отличие от эзотерического характера мистерий. Наконец, с точки зрения хронологии и географии распространения христианское крещение детально описано в более ранних источниках и в тех регионах, где мистерии не имели широкого распространения.

 



 
PR-CY.ru