КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 10

В частности, сохранилось немало документов о дарении монастырям детей со стандартной формулой: «Я дал его (т.е. дарственный документ) нашему отцу епископу, чтобы он поместил его в библиотеку святого монастыря, чтобы, если воспрепятствуют мальчику быть рабом святого монастыря, его (т.е. документ) предъявили». Коптские монастырские библиотеки не были совершенно изолированы от внешнего мира: в колофонах и маргиналиях упоминаются и читатели-миряне. Многие коптские и сирийские учёные использовали материалы библиотек Египта для написания своих трудов, как Север Ашмунейский с его «Историей александрийских патриархов» и Макарий – автор коптского «Номоканона». Некоторые любители книг, поступая в монастырь, делали своим послушанием приведение в порядок библиотек. Например, в конце XII в. в Монастыре Сирийцев был монах, «заслуживший добрую память», поскольку переплёл и реставрировал около сотни книг. Сохранилось три коптских книжных списка: один на обрывке папируса, делающем невозможным отождествление библиотеки, второй – на остраконе, третий – на стенах помещения библиотеки. Список на остраконе сохранился лучше всего: он был куплен в Луксоре в 1888 г. у торговца древностями. Это – кусок известняка неправильной формы с максимальными размерами 18,5х24,5х2,8 см, исписанный с обеих сторон: на лицевой стороне – в две неправильные колонки, разделённые линией, причём строки идут в направлении наибольшего размера, на обороте – сплошным текстом, причём строки идут в направлении меньшего размера. По палеографическим данным исследователи датируют его концом VII – началом VIII вв. Составитель его – некто Калапесий. Монастырь, которому принадлежала библиотека, располагался, по мнению исследователей, близ Накады. В списке на остраконе перечислены 80 книг, причём 33 – в первичном списке, который дважды дополнялся. В первичный список входит ряд книг Ветхого и Нового Заветов, а также лекционарии и устав Пахомия, наставления Афанасия Александрийского и мартиролог апы Филофея. В списке пополнений из 25 пунктов книги разнообразнее по содержанию: это Жития и книга по истории церкви. Во втором пополнении указаны 22 книги, в том числе книги «Иова», «Даниила», Притчи, проповеди, мартирологи, «маленькая (книга) о богатых и бедных» и «врачебная книга». В списке каждый раз указан писчий материал, на котором книга написана; перечисляются четыре вида: пергамент, папирус, «папирус старый» и «папирус новый». Два последних термина исследователям непонятны. В списке под №48 упоминается палимпсет. Всего в собрании 61 папирусная книга (из них 17 – на «новом», 8 – на «старом» папирусе). Размеры книг не указывались, но, если они были малого формата, на это следовало указание (три случая). Обрывок каталога на папирусе был найден Флиндерсом Питри в Файюме в 1889 г. Он имеет заголовок «Список книг, которые мы разметили». Сохранилось перечисление 105 рукописей – 16 книг Ветхого Завета (из них восемь Псалтирей), примерно десять – Нового Завета, 44 лекционария, антифонарий, гомилии.

 



 
PR-CY.ru