КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 5

В «Житии Пахомия Великого» говорится: «Он также учил братьев не обращать внимания на привлекательность и красоту этого мира, будь то хорошая пища, или одежда, или помещение, или красиво оформленные книги». Только с VI в. начинается украшение книг, но до VIII в. оно было скупым и аскетичным. С VI в. появляются инициалы на полях, сначала просто в виде букв большого размера, без украшений. Помимо геометрического и растительного орнамента применялись изображения животных, особенно голубей, зайцев, собак, коз, газелей, львов и фантастических существ. Животные могли соединяться с орнаментальной вязью и инициалами. В общем, в коптской книжной иллюминации миниатюра занимала незначительное место по сравнению с орнаментами. Самые древние сохранившиеся переплёты исследователи относят к концу III – началу IV вв. Коптские переплёты исследователи делят на два основных типа: деревянные и кожаные. Деревянные могли частично или полностью обтягиваться кожей; прототипом такого переплёта были восковые таблички, скреплённые металлическими кольцами или нитями, с углублённой центральной частью (покрываемой воском) и выпуклыми краями. Коптское переплётное искусство оказало большое влияние на переплётное дело и в Европе, и на Востоке. Так, деревянный переплёт, обшитый кожей, сделанный по тому же образцу, что и коптские, известен в Англии ещё с VII в. Древнейший сохранившийся там переплёт – на Евангелии от Иоанна, принадлежавшем святому Кутберту. Деревянные крышки покрыты козьей кожей, окрашенной в красный цвет (именно такой кожей, какая употреблялась в Египте), – это явно не местная продукция, а предмет импорта с Востока. Коптская манера украшения переплётов оказала влияние на иранское книжное искусство – прорезные узоры на золотом и цветном фоне (однако такая техника известна исследователям и в средневековой Германии и Франции). Типичная для немецких и английских книг XV в. схема расположения узоров на переплёте имеет прообразом коптскую манеру. В одном из писем, содержащихся в Кёльнском папирусе, приводится ряд терминов для деревянного переплёта. Крышки-доски называются «поче», центральное панно – «пюле» (грецизм – «ворота»), рамка – «кот» («окружение»), инкрустированные украшения – «йепса». Из других документов исследователи сделали вывод, что кожаные переплёты могли изготавливать и сами переписчики, но деревянные переплёты, не говоря о драгоценных – из кости, золота, серебра и каменьев, могли делать только специалисты. Для переплетения использовался термин «украшать книгу» («тсано» или грецизм «космео»). В одном из писем мастер сообщает о посылке заказчику временно понадобившейся тому книги, прося вернуть её обратно, чтобы он её «украсил», и добавляет, что «украшает» «Апостола». Во время раскопок на территории монастыря архангела Михаила близ Харабет-Хамули в западной части Файюма была найдена библиотека хорошо сохранившихся пергаментных книг VIII–X вв. В 1910–1911 гг. Джон Пирпонт Морган купил 52 кодекса, из которых 35 были в переплётах. Все они – кожаные на папирусной основе с тиснёными узорами; 17 из них – резные, в том числе пять на основе позолоченного, 12 – на основе цветного пергамента. Узоры на переплётах разнообразные, нет даже двух тождественных, при этом заметно, что они – продукт единой школы.

 



 
PR-CY.ru