КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 11

Около десятка книг – на греческом языке. Как и в каталоге на остраконе, указан материал – папирус или пергамент. Белый монастырь расположен в 8 км к северо-западу от Сохага, это – один из старейших египетских монастырей: он был основан около 350 г. святым Пжолем, дядей знаменитого апы Шенуте. Своё название получил уже в арабскую эпоху, поскольку был сооружён из тёсаного известняка. Его библиотека, по мнению исследователей, была одной из самых больших, если не самой значительной по объёму коптской библиотекой. Её остатки были обнаружены в 1883 г. Гастоном Камилем Шарлем Масперо. В то время она представляла собой кучу пергаментных листов и обрывков, числом более 4 тыс.; это было всё, что осталось после распродажи в XVIII в. Большинство рукописей, найденных Г. Масперо, было приобретено парижской Национальной библиотекой, остальное разошлось по музеям Берлина, Лондона, Лейдена и попало в руки торговцев древностями. Г. Масперо не обратил внимания на остатки надписей по стенам библиотеки. Только весной 1903 г. английский каноник У. Олдфилд при посещении развалин обители списал граффити и надписи. В маленькой комнате (12,5 кв. м), расположенной к северо-востоку от церкви, оказался каталог монастырской библиотеки, написанный прямо в книгохранилище на тех местах, где располагались полки и ниши с книгами. Надписи сохранились очень плохо, но позволили понять логику расположения книг и их примерный состав. Так, у северной стены располагались полки с текстами Нового Завета, у восточной стены – гомилетика и церковная история, у западной – агиография. Хотя у южной стены надписи не сохранились, по порядку там должны были располагаться книги Ветхого Завета. Время составления каталога исследователям неизвестно, но в начале каждого раздела библиотекарь написал короткую молитву за самого себя; его имя – апа Клавдий, сын Палеу Мисхина. В сохранившейся части надписей на северной стене упоминаются 109 рукописей Четвероевангелия в футлярах и десять – без футляров, а также Послания и «Деяния святых апостолов». На восточной стене надписи сохранились хуже всего – это некие послания и труды епископов, а также не известная исследователям книга по истории. На западной стене перечисляются Жития Висы, Севера Антиохийского, Писентия, Иоанна Колова, апы Памина, Архелита, апы Илии, апы Авраама, апы Зиновия, апы Матфея, Кирилла, Шенуте (восемь экземпляров), апы Аполло, апы Пахомия (двадцать экземпляров), апы Марка, апы Моисея (два экземпляра), Матфея Бедного, апы Симона, Киприана Антиохийского, апы Самуила, апы Феодора, апы Хемиме, апы Пахома с Хорсиэсе и Феодором, 24 старцев Скита, апокрифические деяния апостолов. Кроме того, упоминаются произведения Висы (преемника Шенуте) о воскресении и о «нашем отце апе Шенуте» и книга «Давид-царь» (13 экземпляров, по мнению исследователей, Псалмы). Почти все эти сочинения дошли до наших дней, причём во фрагментах и списках именно из Белого монастыря. В 1972 г. профессор Тито Орланди (Римский университет Ла Сапиенца) объявил о начале проекта реконструкции библиотеки Белого монастыря, который постепенно осуществляется.



 
PR-CY.ru