КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 9

Пополнение церковных и монастырских библиотек осуществлялось тремя путями: покупкой, дарением и перепиской на месте. Второе и третье чаще всего совпадало, поскольку жертвователь заказывал книгу тому же монастырю, в который делал вклад. Император Зенон выделил монастырю Святого Макария ежегодную субсидию, которая, по мнению исследователей, предназначалась именно для пополнения библиотеки. Библиотека полностью погибла. Наиболее ранним свидетельством наличия библиотек в Вади-Натрун исследователи называют колофон в Ватиканской сирийской рукописи 576 г., в котором говорится, что настоятель Феодор купил рукопись «для рассмотрения, чтения и духовного поучения». Настоятели и монахи могли на собственные средства или собственноручной перепиской пополнять библиотеки своей обители, как было в Белом монастыре в 986 г. Группа монахов в середине XII в. заказала на собственные средства сборник духовных поучений в библиотеку своего монастыря, и таких случаев исследователи знают немало. Самым распространённым было дарение книг, которое в одном из колофонов называется «даром, более избранным, чем все дары неба». Поскольку книга была очень дорогим приношением, она могла служить даром от целой семьи. Среди дарителей нередко встречаются женщины. Встречались более сложные схемы: по заказу дарителя копировалась книга, хранящаяся в монастыре, для пожертвования копии в другой монастырь. Так, около 1118 г. монах Белого монастыря Георгий заказал для какой-то церкви (её название не сохранилось) переписать лекционарий с рукописи, хранящейся в монастыре, писцу-монаху этого же монастыря Виктору. Из колофона исследователи сделали вывод, что Георгий воздвиг церковь на свои средства и заботился о службе в ней. Для монахов переписка книг была не только послушанием, но и вкладом в имущество обители. В колофоне рукописи X в. из неизвестного монастыря, содержащей проповеди и послания патриарха Шенуды, указано, что «этот большой том переписан монахами, поскольку имевшаяся у них книга сильно износилась». Дарители могли покупать и готовые рукописи для вклада в монастырь. Сложная история произошла с одной из Псалтирей: она была переписана диаконом Сусинне в начале XII в., через много лет куплена неким Птукесом и пожертвована в Белый монастырь. Во время набега Ширкуха на Египет в 1167 г. она попала в руки тюркских солдат, очевидно, при разграблении Белого монастыря, затем была выкуплена у них неким Абу-Насром и в 1172 г. подарена им, по мнению исследователей, тому же Белому монастырю. Монастырские библиотеки имели двойственный статус – духовный и экономический. Составляя часть церковного имущества, книжные собрания входили в компетенцию отца-эконома, поэтому в некоторых колофонах приношение книгами адресуется именно экономату монастыря. Соответственно, эконом чаще всего был и библиотекарем, поскольку библиотека была ещё и хозяйственным архивом; монастырские писцы вели и хозяйственную документацию данной обители.

 



 
PR-CY.ru