КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 4

Производство папируса окончательно прекратилось в X в., но пергамент был полностью вытеснен бумагой только к XV в. В греко-римскую эпоху для письма стали использовать тростник, название тростника перешло и на орудие письма – по-гречески «каламос» (перешло в арабский язык), по-коптски – «каш». Калямы достигали 20 см в длину и 1,5 мм в диаметре. С III в. их стали расщеплять, что позволяло выписывать тонкие линии. Исследователям известно, что монахи обители Святого Епифания в Фивах использовали тростники длиной 25 см и диаметром 1 см, которые обрезали по мере износа. Для старых перьев использовали деревянные удлинители. Чернила в коптском Египте изготовляли традиционным образом – из сажи, замешанной на гуммиарабике. Чернила разводили водой в пропорции 2:1. Для пергамента использовали железистые чернила, которые глубоко въедались в его поверхность, но выцветали со временем, приобретая красновато-коричневую окраску. Красные чернила для инициалов делали из охры или киновари, для миниатюр использовали пурпур, золото и серебро. Строки на папирусе разлиновывали свинцовым колёсиком, а на пергаменте линии проводили тупой стороной перочинного ножа, оставлявшего вдавленные следы. Практически все коптские книги имеют форму кодекса. Древнейшие египетские кодексы исследователи относят ко II в., они могли быть как пергаментными, так и папирусными. Свитков сохранилось только шесть, все с текстами на ахмимском диалекте, христианского содержания. В Наг-Хаммади были обнаружены 13 хорошо сохранившихся кодексов IV в., а Мартин Бодмер приобрёл около двух десятков коптских кодексов III–IV вв., среди которых папирус с древнейшим текстом Евангелия от Иоанна на бохайрском диалекте (раньше не было известно бохайрских текстов моложе IX в.). Ранние папирусные кодексы включали не больше 50 листов, сложенных в одну тетрадку, т.е. их объём не превышал 200 страниц: поскольку переплёт был мягким (кожаным на папирусной основе), при бо́льшей толщине блока корешок испытывал слишком большую нагрузку. Форматы кодексов разнообразны – от квадратных с длиной стороны 10–15 см до формы двойного квадрата, т.е. с отношением высоты к ширине 2:1, с высотой около 30 см. Квадратная форма листа исследователи объясняют хрупкостью папируса, поэтому у часто используемых книг делали максимально широкими поля, а текст записывали в одну колонку. Текст на пергаментных кодексах писали в две колонки. Первоначально информацию о книге, включая заглавие, писали в самом конце – эта традиция осталась от книг-свитков, но довольно быстро заглавия стали писать на первом листе, а в конце остался колофон, в котором иногда сообщалась информация о владельце книги или переписчиках и оформителях. Знаки препинания копты заимствовали у греков – коронида, дипла и обел, но со временем они превратились в форму орнаментации. Точка появилась только к X в., её оформляли как цветок или плетёную розетку. В ранних рукописях применялся «Crux ansata», восходящий к древнему анху, его ставили на полях, в конце текста, или же он занимал отдельный лист с богатой орнаментацией. Коптский крест появился в рукописях с IX в. До V в. текст практически никак не украшали, исследователи объясняли это монастырскими аскетическими требованиями; впрочем, они не распространялись на качество писчего материала и переплёта.

 



 
PR-CY.ru