КАФОЛИЧЕСКИЙ - Страница 4

Исследователи не сомневаются, что апостолы председательствовали на евхаристическом собрании, когда они на нём присутствовали. Пророки пользовались очень большим уважением, и они могли быть чаще других приглашаемы для совершения евхаристии, если только они не входили в число пресвитеров. Соединение харизм – наиболее обычная вещь для апостольского времени. Исследователи не видят ничего невероятного в предположении, что постоянно пребывающие в общине пророки были в то же самое время и пресвитерами. Во всяком случае, в обычном порядке церковной жизни совершителями евхаристии были пресвитеры, а чаще всего, конечно, старейший из них. При твёрдо установившемся взгляде в современной богословской науке это предположение кажется почти невероятным, между тем только благодаря ему можно избежать искусственных (и потому маловероятных) гипотез для объяснения бесспорного факта, что в начале II в. совершение евхаристии принадлежало епископам и пресвитерам. Церковная традиция в этом вопросе настолько устойчива, что без вполне надёжных оснований не следовало бы от неё отказываться. Эта традиция нашла своё первое выражение у Климента Римского в его Послании к коринфянам. «Немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства». Исследователи напоминают, что речь идёт об устранении Коринфской общиной от служения пресвитеров. Таким образом, в их служение входило приношение даров. Если Prima Clementis написана в конце I в., то Климента Римского отделяет от апостольского времени промежуток всего в 30–40 лет. Более или менее серьёзным возражением против этой традиции является «Дидахи». Правда, и по ней совершение евхаристии лежит на епископах, но, так сказать, во вторичном порядке. Пророк (по «Дидахи») является первосвященником: «Всякий начаток от произведённого в точиле и на току, первородных от тельцов и от скота, взяв, отдай пророкам, ибо они первосвященники ваши». Он предстоятельствует на евхаристии, и, во всяком случае, на агапах: ему одному предоставляется «благодарить, сколько он желает», а епископы и диаконы «исполняют служение пророков и учителей». Епископ совершает евхаристию в отсутствие пророка. Нет надобности недооценивать значение «Дидахи», но нельзя его делать краеугольным камнем всех построений, во всяком случае, до тех пор, пока окончательно не будут выяснены все вопросы, связанные с его происхождением. До сих пор остаётся спорным вопрос о времени появления этого памятника и о той среде, где он был создан. Его можно с одинаковым основанием относить как к началу II в., так и к середине или даже к концу, принимая во внимание, что его родиной были окраины христианского мира. Автор «Дидахи» не имел никаких догматических целей, но доказывает ли это, что он принадлежал к великой церкви? Это, по мнению исследователей, – спорный вопрос. Памятник вышел из пророческой среды, и его автор сам был пророком. Его задачей было укрепить пошатнувшееся в его время положение истинного пророка. Он предостерегает верующих от лжепророков, но боится, что из-за них община не пожелает принять и истинного пророка. Он предписывает верующим не подвергать никакому суду и испытанию пророка, указывая на то, что всякий грех будет прощён, но этот грех не будет прощён.

 



 
PR-CY.ru