КАФОЛИЧЕСКИЙ - Страница 2

Поскольку каждая община есть церковь, постольку она включает в себя епископа. Этот второй (больше внешний, чем внутренний) признак неизвестен был в апостольское время. До сих пор для исследователей во многом остаётся загадочной экклезиология Игнатия Богоносца. До сих пор исследователи не в состоянии отдать себе отчёт, в какой мере она выражала церковное сознание его времени, или он был слишком новатором в этой области. Для исследователей бесспорно одно: включение в понятие кафоличности церкви служения епископа принадлежит лично Игнатию Богоносцу. Однако одно то, что это учение было принято церковью, указывает, что корни его лежали в самом учении о церкви, каким оно было в I в. Писания Игнатия Богоносца исследователи считают некоторым водоразделом: до этих писаний исследователи ничего не знали о епископском служении, а после них – о епископе упоминают все дошедшие до нас памятники. Вопрос о происхождении епископата в церкви принадлежит к числу наиболее трудных богословских проблем. Исследователи полагают, что необходимо выяснить, в силу каких обстоятельств епископ становится во II в. признаком кафолической церкви. 3. Исследователи считают бесспорным, что в апостольское время епископ не играл той роли, какую он получил с эпохи Игнатия Богоносца; однако считают бесспорным и то, что в апостольское время епископское служение уже существовало. Апостол Павел среди прочих харизм упоминает и харизму управления (1Кор. 12:28), но если бы даже не было этого упоминания, исследователи должны были бы предположить существование в первоначальных церковных общинах лица или коллегии лиц, на обязанности которых лежала бы забота по управлению церковной жизнью. Если управление принадлежало коллегии, что исследователи считают наиболее вероятным, то всё же фактически оно должно было осуществляться одним лицом, возглавляющим эту коллегию. Совершенно неважно, какое наименование носило это лицо – епископа, пресвитера и т.д. Так же, как неважно, как назывались в совокупности все члены коллегии – пресвитер или епископ. В конце концов, проблема происхождения епископата не сводится к вопросу о происхождении и истории термина «епископ», а к истории епископского служения. Хотя лица, обладающие харизмой управления, не занимали высших мест в харизматической иерархии – апостол Павел ставит их на восьмое место (1Кор. 12:28), их служение было весьма существенно и необходимо в церковной общине. Апостол Павел призвал в Милет не учителей, не пророков, не обладающих силой чудодейственной, ни даром исцелений и вспоможения, а пресвитеров. «Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17). Перед поездкой в Иерусалим, когда «Дух Святой по всем городам свидетельствовал, говоря, что узы и скорби ждут» апостола Павла (Деян. 20:23), он даёт последнее наставление, как своё завещание, пресвитерам Ефесской церкви и этим свидетельствует, что на них ляжет исключительная забота о церкви, которая до тех пор осуществлялась ими совместно с апостолом Павлом. Пресвитеры Ефесской церкви были пастырями, которых Дух Святой поставил «епископами». Забота о церкви лежала на всех них, никто из них особо не выделен, но само собой разумеется, что один из них par exellence был епископом. «Ныне предаю вас, братия, Господу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20:32).

 



 
PR-CY.ru