КАФОЛИЧЕСКИЙ

КАФОЛИЧЕСКИЙ (от греч. слов «по» и «целая, вся») – прежде всего, это название усвояется христианской церкви как имеющих своих последователей во всех странах земного шара; затем оно применяется ко всем функциям деятельности церкви, насколько они имеют значение для всего христианского мира. Например, кафолическая вера – вера всего христианского мира; кафолический догмат – догмат всего христианства; кафолическое учение и т.д. В Символе веры этот термин в отношении церкви переведён словом «соборный». Термин «кафолическая церковь» исследователи впервые встречают в начале II в. Он принадлежит Игнатию Богоносцу, который его впервые произнёс. Церковное сознание сразу же усвоило этот термин, как выражающий одно из основных понятий экклезиологии. В дальнейшем развитии догматического учения о церкви понятие кафоличности почти совпало с понятием вселенской и универсальной церкви. «Церковь называется на греческом языке «кафолической», потому что она распространена по целому свету (per totum orbem terrarum diffunditur)». «Она (церковь) называется кафолическая церковь, так как распространена по целому свету от одного края до другого». Игнатий Богоносец с не меньшей уверенностью мог утверждать, что церковь имеет вселенское распространение. «Епископы поставлены по концам земли…», а следовательно, и всюду имеются церкви. Однако для него универсальность церкви не была тождественна с кафоличностью, и «кафолическая церковь» не означала у него вселенскую в противоположность к частным церквам, как это утверждается даже в новейшей католической литературе. Понятие частной церкви было чуждо Игнатию Богоносцу (как и апостолу Павлу) в том смысле, что каждая частная церковь была (для него) церковью во всей её полноте и целостности. Так же, как апостол Павел, Игнатий Богоносец писал: «Церкви…, пребывающей в Ефесе». Церковь существует и в Смирне, и в Магнезии, и в Филадельфии, и в Траллах, и в Риме, и до последних пределов земли. Это не отдельные части единой церкви, а единая церковь во всей целостности её воплощения пребывает в каждой отдельной церковной общине. Местная или частная церковь не может быть противопоставлена церкви универсальной. Каждая отдельная церковь есть церковь кафолическая, т.к. это последнее понятие означает у Игнатия Богоносца (как и апостола Павла) целостность церковной природы. «Где бы ни был Иисус Христос, там кафолическая церковь». Признаком кафолической церкви является присутствие Христа. Этому признаку отвечает каждая отдельная церковная община, т.к. в ней, на её евхаристическом собрании присутствует Христос. Как у апостола Павла, у Игнатия Богоносца есть, по преимуществу, евхаристическое понимание кафоличности церкви. Там, где возносится евхаристия, там Христос и кафолическая церковь. Если эта евхаристия правильна, то там полнота церкви – церковь во всей её кафолической природе. «Одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник». В евхаристической плоти и в евхаристической Чаше Крови полнота Тела Христова и полнота церкви. Другим признаком кафолической церкви был, по Игнатию Богоносцу, епископ. Где бы ни появился епископ, там должно быть организованное собрание народа, церковная община. Без епископа не может быть церковной общины, а епископ немыслим вне её.

 



 
PR-CY.ru