КУТБЕРТ - Страница 7

Когда она выросла, король овладел ею, а затем отправил в женский монастырь под надзор некоего епископа, где она родила сына (будущего Кутберта), получившего в крещении имя Муллук (Mullucc). Рождение ребёнка сопровождалось чудесными знамениями (яркий свет и др.). Ссылаясь на епископа Евгения, который читал об этом в «ирландских историях» («in hystoriis Hybernensium»), автор утверждает, что Кутберт родился в Кенаннасе (ныне Келлс) в области Миде и был крещён в Ард-Брекане (Hartlbrechins; ныне Ардбраккан). После смерти опекавшего её епископа мать Кутберта решила с ребёнком бежать в Британию, опасаясь новых домогательств короля. Согласно другой приведённой автором версии, Кутберту пришлось бежать из Ирландии, поскольку он навлёк ненависть местных жителей чудесами, которые совершал. Они посадили его с матерью и несколькими спутниками в каменную лодку, которая чудесным образом приплыла в Галловей, в порт Ринтснок (по мнению исследователей, близ современного Портпатрика, область Дамфрис-энд-Галловей). Некоторое время Кутберт жил в Данкелде у св. Колумбы, названного епископом. Вместе с ним там воспитывалась и св. Брагита (см. ст. Килдэр). Далее сообщается, что мать Кутберта с братьями, шотландскими епископами Мелданом и Эатаном, отправилась в паломничество в Рим, а Кутберт был передан на воспитание некоему святому, жившему в области Лотиан, при церкви Childeschirche (современный Чаннелкерк, область Скоттиш-Бордерс). В заключение повествуется о нескольких чудесах, объясняющих мизогинию Кутберта. Исследователи отмечают, что рукописи, в которых сохранился текст «Книжицы…», немногочисленны и относятся к позднему времени (XIV в., первая половина XV в., начало XVI в.), но это произведение оказало большое влияние на агиографические сказания о Кутберте. Оно было использовано в кратком рассказе о Кутберте в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (XIV в.), а в первой половине XV в. стало одним из основных источников стихотворного Жития Кутберта на среднеанглийском языке, составленного неизвестным даремским монахом. Версия о происхождении Кутберта из ирландского королевского рода представлена также в латинском стихотворном Житии Кутберта (около 300 строк), написанном леонинским стихом в XIV в. или начале XV в. даремским монахом по фамилии Стоктон (Томасом Стоктоном, келарем и казначеем Даремского собора (ум. в 1354 г.), или Ричардом Стоктоном, келарем и впоследствии смотрителем госпиталя (hostillar) в Дареме (ум. после 1409 г.)). Это Житие, в котором описывается не только жизнь Кутберта, но и история Даремской церкви до битвы при Невилс-Кросс (1346 г.), сохранилось в трёх рукописях (XIV в., первой половины XV в., начала XVI в. не изданы). Влияние «Книжицы…» сказалось на иконографии витражей кафедрального собора в Йорке (XV в.), иллюстрирующих жизнь Кутберта. Однако не все принимали версию об ирландском происхождении Кутберта. Так, составитель «Южноанглийского легендария» (около 1280 г.) утверждал, что Кутберт родился в Англии. Легенда об ирландском происхождении Кутберта не представлена и в цикле росписей (конец XV – начало XVI вв.) со сценами жизни и чудес Кутберта на скамьях хора в кафедральном соборе в Карлайле (по мнению исследователей, созданы на основе миниатюр из рукописи).

 



 
PR-CY.ru