КУТБЕРТ - Страница 2

К ним текстологически близка рукопись конца Х в. или начала XI в., созданная в Англии; в числе других книг она была привезена на континент и подарена монастырю Сен-Ва в Аррасе Сэвольдом, аббатом Бата, который бежал во Фландрию во время нормандского вторжения 1066 г. Четыре списка Жития, принадлежащие к другой текстологической семье, содержатся в легендариях, созданных в XIII–XIV вв. на территории архиепископства Трир. Около 705 – 707 гг. монах аббатства Ярроу Беда Достопочтенный создал Житие Кутберта, написанное гекзаметром. Оно содержит 46 глав (без деления на книги). Изложение в целом следует Анонимному Житию, добавлены лишь 12 рассказов о чудесах Кутберта. Исследователи полагают, что Беда Достопочтенный стремился подражать агиографической традиции св. Мартина, состоявшей из прозаических сочинений Сульпиция Севера и стихотворных Житий, составленных Павлином из Перигё и Венанцием Фортунатом. Исследователи полагают, что образцом послужили также прозаическая и стихотворная версии сочинения Альдхельма Малмсберийского «О девстве». В поэме Беды Достопочтенного исследователи видят влияние Вергилия, в меньшей степени – Лукана, а также раннехристианских поэтов: Аратора, Клавдиана, Киприана Галла, Ювенка, Павлина Ноланского, Пруденция, Целия Седулия. Так, подражая «Истории апостолов» Аратора, Беда Достопочтенный уделял основное внимание не изложению подробностей жизни Кутберта, а раскрытию морального значения деяний святого. По мнению исследователей, стихотворное Житие было предназначено для индивидуального чтения монахами и духовной медитации. Оно сохранилось в двух редакциях; ранняя представлена единственной рукописью, скопированной, по мнению исследователей, с англосаксонского экземпляра (середина IX в.). Значительно шире была распространена вторая редакция Жития, выполненная Бедой Достопочтенным в 720 гг. (скорее всего, как полагают исследователи, после завершения им прозаического Жития Кутберта) и содержащая многочисленные стилистические исправления. В неё включено прозаическое посвящение другу Беды Достопочтенного, некоему пресвитеру Иоанну, который собирался отправиться в Рим. Беда Достопочтенный выражал надежду, что поэма послужит ему утешением в трудном путешествии. Эта редакция известна исследователям более чем в двадцати рукописях, как английских, так и континентальных (самая ранняя, сохранившаяся во фрагментах, была выполнена во второй половине VIII в., как полагают исследователи, в аббатстве Фульда). Около 720 г. Беда Достопочтенный написал новое прозаическое Житие Кутберта, также из 46 глав, которое, как и Анонимное Житие, было посвящено епископу Эадфриду. Беда Достопочтенный опирался, главным образом, на труд анонимного агиографа, но внёс значительные композиционные и стилистические изменения, добавил новые сведения, основанные на устной традиции (в особенности о чудесах Кутберта). Вместе с тем он опустил многие подробности (имена информантов, географические названия), сделав акцент на духовном развитии святого и назидательном аспекте его жизни и чудес. С литературной точки зрения сочинение Беды Достопочтенного, по мнению исследователей, представляет собой намного более связный и сложно организованный нарратив, чем его образец.

 



 
PR-CY.ru