КУТБЕРТ

КУТБЕРТ (около 635 – 687 гг.) – епископ Хексема (684–685 гг.) и Линдисфарна (685–687 гг.), святой (память в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; память в Западной церкви 20 марта, 4 сентября), почитается как покровитель Северной Англии. После смерти Кутберта, скорее всего, как полагают исследователи, между 698 и 705 гг., не известный по имени монах Линдисфарна, лично знавший святого, написал первое Житие Кутберта – самый ранний памятник житийной литературы, посвящённый англосаксонскому святому. Анонимное Житие, созданное после обретения нетленных мощей Кутберта (698 г.), было посвящено епископу Линдисфарна Эадфриду (698 – 721/722 гг.). Среди задач агиографа, по мнению исследователей, было укрепление авторитета и влияния Линдисфарнской кафедры, в том числе благодаря упоминанию многочисленных мест, связанных с жизнью и со служением Кутберта (аналогичный прием встречается в ирландских Житиях). Среди источников Жития были рассказы людей, лично знавших Кутберта или ставших свидетелями его посмертных чудес. Анонимное Житие Кутберта имеет не вполне обычную структуру: оно разделено на четыре книги, посвящённые детству святого; его служению в качестве приора монастыря Мелроз и пастырской деятельности; его отшельнической жизни на островах Фарн (близ Линдисфарна); его епископскому служению, кончине, обретению мощей и посмертным чудесам (повествование ведётся в хронологическом порядке). Как образцы для подражания агиограф использовал «Жизнь Мартина» Сульпиция Севера и в меньшей степени «Жизнь Антония» в латинском переводе Евагрия. Автор также был знаком с «Толкованием на Евангелие от Луки» Амвросия Медиоланского, «Церковной историей» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, «Диалогами» Григория I Великого (Двоеслова), трактатом «О церковных служениях» Исидора Севильского, пасхальными таблицами Виктория Аквитанского и «Деяниями Сильвестра». Цитаты из пролога к таблицам Виктория Аквитанского и «Деяний Сильвестра» могли быть использованы как указание на то, что автор придерживался римской церковной традиции; аналогичный приём исследователи встречают у ирландских авторов Когитоза и Адомнана. В Анонимном Житии Кутберта исследователи видят структурные и содержательные параллели с ранними памятниками ирландской агиографии (Жития святых Патрикия, Бригиты и Колумбы). Автор неоднократно называет Кутберта мучеником и приравнивает его аскетические подвиги к мученической смерти за Христа (такие сравнения встречаются в ирландской агиографической традиции). Другую особенность, роднящая Анонимное Житие с кельтской житийной литературой, исследователи видят в эпизодах, в которых различные животные (орёл, вороны, выдры, тюлени) либо чудесным образом помогают святому, либо получают от него помощь. Текст Анонимного Жития сохранился в восьми рукописях, в основном, континентального происхождения. Самая ранняя (сокращённый текст; рукопись не использована в издании Бертрама Колгрейва) была создана около 820 г. в Зальцбурге. Другие рукописи (IX–X, XII вв.) происходят из аббатства Сен-Бертен, поддерживавшего в XI–XII вв. тесные контакты с Англией.

 



 
PR-CY.ru