КУТБЕРТ - Страница 5

После того как в 1083 г. по инициативе Даремского епископа Вильгельма из Сен-Кале (1080/1081 – 1096 гг.) «община св. Кутберта» была преобразована в бенедиктинский приорат при кафедральном соборе, возникла необходимость в ревизии местной исторической традиции, в том числе связанной с образом Кутберта. Рассказ о жизни Кутберта (основанный на «Церковной истории...» Беды Достопочтенного и прозаическом Житии Кутберта) занимает центральное место в «Книжице о начале и развитии этой Даремской Церкви», написанной около 1104 – 1107 гг. Симеоном (ум. около 1130 г.), кантором кафедрального собора. На рубеже XI и XII вв. в Дареме был составлен сборник из семи историй о посмертных чудесах Кутберта (частично основан на материале из «Истории о св. Кутберте»), который обычно переписывали в конце прозаического Жития. К середине XII в. сборник был дополнен историями о новых чудесах и подробным повествованием о перенесении мощей святого в новое здание собора в Дареме (1104 г.). Дополненная редакция, состоявшая из 21 главы, известна исследователям как «Книга о перенесениях мощей и чудесах св. Кутберта». Среди новых мотивов, появившихся в этот период, – представление о мизогинии Кутберта и о запрете женщинам посещать его гробницу. По мнению исследователей, эта легенда, противоречившая сведениям ранней агиографии о дружбе святого с несколькими женщинами, была призвана укрепить соблюдение целибата в бенедиктинской общине при соборе. На сочинениях Беды Достопочтенного, собрании чудес Кутберта и «Книжице…» Симеона основано «Краткое известие о св. Кутберте», составленное неизвестным даремским монахом в середине XII в. В XII в. в Дареме леонинским стихом была написана латинская поэма о Кутберте (около 800 строк). Каждое событие из жизни святого или совершённое им чудо служит поводом для молитвы автора о прощении грехов. Исследователи полагают, что автором поэмы был известный поэт и писатель Лаврентий, приор Дарема (ум. в 1154 г.). Исследователям известна также сокращённая версия поэмы (около 400 строк), сохранившаяся в рукописи первой половины XV в. К концу XII в. стала очевидна необходимость придать новый импульс почитанию Кутберта, которое стало отходить на второй план после возникновения новых культов, в особенности католического святого Фомы Бекета. Даремский агиограф монах Реджиналд Колдингемский (ум. около 1190 г.) к 1175 г. создал «Книжицу о достойных восхищения добродетелях блаженного Кутберта» (в 141 главе описаны чудеса Кутберта). Сочинение Реджиналда Колдингемского, посвящённое его другу цистерцианцу Алреду из Риво (ум. в 1167 г.), изобилует выразительными деталями, рассуждениями на моральные темы. Реджиналд Колдингемский приводит ценные сведения о паломничестве к гробнице святого, о географии посвящённых Кутберту церквей и мест, где он совершал чудеса (рассказы сгруппированы по регионам). Исследователям известны три полных списка «Книжицы...» и один частичный: конца XII в. (по мнению исследователей, автограф Реджиналда Колдингемского); XIV в., начала XVI в., XIV в. (содержит только предисловие и 42 главы). Около 1200 г. анонимный автор, как полагают исследователи, не из Дарема, составил сборник историй о посмертных чудесах, совершённых Кутбертом на островах Фарн (сохранился в рукописи, начало XVI в.).

 



 
PR-CY.ru