КУТБЕРТ - Страница 3

Беда Достопочтенный уделил особое внимание хронологии жизни Кутберта, полностью изменил систему библейских цитат и аллюзий, последовательно сопоставляя Кутберта с ветхозаветными пророками (Илиёй, Елисеем, Моисеем и др.). Добавленные им эпизоды повторяют повествования из Житий святых Антония Великого и Бенедикта (в составе «Диалогов» Григория I Великого). Перерабатывая Анонимное Житие, Беда Достопочтенный стремился представить Кутберта в соответствии с собственными идеалами церковного обновления как образцового монаха-аскета, духовного наставника и епископа. По мнению исследователей, среди факторов, сделавших необходимым создание нового Жития Кутберта, могло стать распространение в Нортумбрии почитания других местных святых, в частности, епископа Вильфрида Йоркского и короля мученика Освальда, а также полемика между последователями Вильфрида, отвергавшими позитивный эффект деятельности ирландских миссионеров в Нортумбрии, и «линдисфарнской» партией (которой симпатизировал Беда Достопочтенный), признававшей римскую богослужебную традицию и пасхалию Дионисия Малого, но не желавшей отказываться от почитания своих ирландских предшественников. Существует гипотеза, что прозаическое Житие, составленное Бедой Достопочтенным, стало ответом на Житие Вильфрида, созданное Стефаном Рипонским (710 гг.), который, в свою очередь, скрыто полемизировал с автором Анонимного Жития, хотя и не упоминал о Кутберте. Исследователи полагают, что Беда Достопочтенный также стремился способствовать распространению почитания Кутберта как покровителя единого Нортумбрийского королевства, подобно тому как культ св. Мартина Турского приобрёл политическое значение в меровингской Галлии. Прозаическое Житие, составленное Бедой Достопочтенным, стало наиболее популярной версией биографии Кутберта; сохранилось около сорока полных и частичных списков (как английских, так и континентальных), по упоминаниям исследователям известны ещё 28 утраченных рукописей. Хотя Житие было достаточно широко известно в Англии и на континенте уже в VIII в., самые ранние сохранившиеся рукописи исследователи датируют серединой Х в. (одна написана на юге Англии, по мнению исследователей, в аббатстве Гластонбери; другая написана в монастыре св. Августина в Кентербери). Наибольшее число списков исследователи относят к XII в., они снабжёны циклами миниатюр, которые иллюстрируют жизнь и посмертные чудеса Кутберта. Значительное внимание Кутберту Беда Достопочтенный уделил и в завершённой к 731 г. «Церковной истории народа англов». В главах 27–32 четвёртой книги он рассказывал о жизни святого и о его посмертных чудесах. Повествование основано на прозаическом Житии авторства Беды Достопочтенного, но к нему добавлены детали (например, упоминается, что Кутберт первоначально был избран на епископскую кафедру Хексема) и два рассказа о посмертных чудесах. «Церковная история...» получила широкое распространение в Европе и сыграла важную роль в утверждении почитания Кутберта. Главы о его посмертных чудесах часто помещали в конце прозаического Жития, составленного Бедой Достопочтенным, как дополнение к нему.

 



 
PR-CY.ru