КУТБЕРТ - Страница 19

Хронист Уолтер Боуэр (ум. в 1449 г.) называл Кутберта «скоттом» (шотландцем), связывал с его вмешательством утверждение на шотландском троне законного короля Эдгара (1097 г.), победу Уильяма Уоллеса над англичанами в битве при Стейнморе (1298 г.). Боуэр привёл легенду о том, как Кутберт явился шотландскому королю Давиду II (1329–1371 гг.) и призвал его не разорять владения Даремской кафедры и приората. Король не внял призыву, потерпел поражение в битве при Невилс-Кросс и был взят в плен англичанами. Данные ономастики и литургических источников свидетельствуют о почитании Кутберта в Шотландии до середины XVI в. Богослужебные тексты в честь Кутберта вошли в Абердинский бревиарий (1507 г.), при составлении которого были намеренно исключены дни памяти нескольких английских святых. Исследователям известны 36 церквей, посвящённых Кутберту в Шотландии (главным образом, в южной части страны). На континенте почитание Кутберта сложилось под влиянием англосаксонских миссионеров. В 764 г. св. Лулл, архиепископ Майнцский (755–786 гг.), попросил Кутберта, аббата монастырей Вермут и Ярроу, прислать ему списки прозаического и стихотворного Житий Кутберта, составленных Бедой Достопочтенным. Жития Кутберта (исследователям неясно, какие именно версии) упоминаются в библиотечных каталогах IX в. из монастырей Боббио, Лорш и Санкт-Галлен, а также кафедрального собора в Кёльне. Поминовение Кутберта указано в календаре св. Виллиброрда (начало VIII в.); в Анонимном Житии и прозаическом Житии, составленном Бедой Достопочтенным, рассказывается о том, как один из священников Виллиброрда посетил Линдисфарн, тяжело заболел и вылечился лишь благодаря заступничеству святого. Однако в сакраментарии из основанного Виллибрордом монастыря Эхтернах (конец IX в.) нет мессы в день памяти Кутберта. На распространение почитания святого оказал влияние так называемый Стихотворный Йоркский календарь, составленный в конце VIII в., как полагают исследователи, в Йорке, в окружении Алкуина, и получивший широкое распространение в континентальной Европе. В Житии Алкуина (820 гг.) Кутберт упомянут среди наставников, через которых происходила передача учёности от Григория Великого и архиепископа Теодора Кентерберийского к Алкуину. Память Кутберта включена в календари эпохи Каролингов (первая половина IX в., в составе «Vademecum» Валафрида Страбона; из аббатства Прюм?; Нижний Рейн?) и др.), а также в наиболее распространённые «исторические» мартирологи, составленные Вандальбертом Прюмским, Адоном Вьеннским, Узуардом и др. В XI–XII вв. благодаря деятельности английских миссионеров почитание Кутберта и других британских святых (мученика Альбана, архиепископа Дунстана, королей и мучеников Освальда и Эдмунда) получило широкое распространение в Норвегии (дни памяти этих святых указаны в Нидаросском календаре, около 1200 г.). Память Кутберта как епископа и подвижника внесена в Римский мартиролог под 20 марта. Согласно календарю Римско-католической церкви для Англии, поминовение святого совершается 4 сентября; Кутберт почитается как покровитель католического епископства Хексем и Ньюкасл. Во второй половине ХХ в. почитание святого возникло в Сурожской епархии РПЦ, в его честь названы православные приходы в Дареме и в Труро (графство Корнуолл). Имя Кутберта включено в состав Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (решение Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 г.).



 
PR-CY.ru