КУТБЕРТ - Страница 4

На сочинениях Беды Достопочтенного основаны сведения о Кутберте в трудах позднейших англосаксонских авторов. Алкуин в поэме о епископах, королях и святых Йорка особо отметил Кутберта, стремясь, по мнению исследователей, тем самым подчеркнуть принадлежность Линдисфарна к Йоркской церковной провинции. Алкуин использовал и стихотворное, и прозаическое Жития авторства Беды Достопочтенного и прямо указал на свои источники. На прозаическом Житии авторства Беды Достопочтенного (как полагают исследователи, также на «Церковной истории...» и мартирологе Беды Достопочтенного) основана краткая заметка о Кутберте (под 20 марта) в Древнеанглийском мартирологе (составлен в IX в., как полагают исследователи, в Мерсии), где сообщается о чуде святого – превращении воды в вино. Сказание о Кутберте было включено Эльфриком, настоятелем монастыря Эйншем (около 950 – около 1010 гг.), во вторую серию его «Католических проповедей» (оно основано, главным образом, на стихотворном Житии Кутберта с добавлением материала из прозаического Жития и «Церковной истории...»). Некоторые детали, приведённые Эльфриком, исследователи встречают только в Анонимном Житии (он мог использовать основанные на этом источнике маргинальные пометы в списке Жития, составленного Бедой Достопочтенным). Эльфрик стремился представить Кутберта как общеанглийского святого, уделив больше всего внимания его аскезе, борьбе с демонами, многочисленным чудесам (но только прижизненным) и пророческому дару (о деятельности Кутберта как наставника монахов, проповедника и епископа практически ничего не сказано). В XI в., после того как «община св. Кутберта» поселилась в Дареме (в 995 г.), некий клирик составил краткую «Историю о св. Кутберте». По другой версии, начальная часть «Истории…» была написана ещё в середине Х в., когда мощи Кутберта находились в Честер-ле-Стрит. «История о св. Кутберте» включает краткий рассказ о жизни Кутберта, начале его почитания, бегстве «общины св. Кутберта» с острова Линдисфарн от нападений норманнов, её скитаниях с мощами святого и об основании епископской кафедры в Дареме. Центральное место занимает рассказ о земельных владениях, в разное время полученных общиной, приведено несколько историй о чудесах Кутберта, например, о его помощи королю Уэссекса Альфреду Великому в противостоянии викингам. Исследователи полагают, что этот рассказ был призван укрепить союз «общины св. Кутберта» с англосаксонским королевским домом. Начальная часть «Истории о св. Кутберте» основана, главным образом, на рассказах о Кутберте в «Церковной истории...» Беды Достопочтенного, но присутствуют и детали, заимствованные из Анонимного Жития и прозаического Жития, составленного Бедой Достопочтенным. По мнению исследователей, автор допустил ряд ошибок и хронологических неточностей, иногда грубых. Так, он утверждал, что в рукоположении Кутберта участвовали епископы Кедд и Хад, которые, по свидетельству Беды Достопочтенного, скончались задолго до этого события. Рассказ о нескольких посмертных чудесах Кутберта приведён в так называемой Хронике Даремского монастыря, написанной в 1070 гг. (сохранились фрагменты).

 



 
PR-CY.ru