КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 10

Начало широкого почитания Курской-Коренной иконы связано с мероприятиями по восстановлению Курска в 1586–1597 гг. и с «хождением» иконы в Москву в 1597 г., где она получила официальное признание, и ей поклонялись государи. Наибольшая слава Курской-Коренной иконы приходится на XVII в. – после Смутного времени и в период после второго возвращения Курской-Коренной иконы из Москвы в 1615 г. Икона, как помощница и покровительница воинства, не раз использовалась для его благословения. В 1662 г. её отсылали в Белгород, там носили по полкам и заставам. В 1676 г. Курская-Коренная икона была принесена на Дон для благословения донских казачьих войск и для сбора милостыни на постройку каменного храма. В 1678 г. икона была отпущена в полк В.В. Голицына, в походе её сопровождали монахи Знаменского монастыря. В 1684 г. от царей Ивана и Петра Алексеевичей в Курскую Коренную пустынь был прислан список Курской-Коренной иконы в серебряном позолоченном окладе, который было велено носить к православному воинству. В 1687 г. Курская-Коренная икона прибыла в Сумы, когда город стал сборным пунктом для русской армии перед походом на Крым. Здесь икону торжественно встречали казаки и мещане во главе с основателем города сумским полковником Герасимом Кондратьевичем Кондратьевым. Икона пребывала в Сумах до начала Крымского похода. Все полки русской армии, участвовавшие в походе, были награждены списками Курской-Коренной иконы в дорогих окладах, в том числе и Сумский слободской полк (список очень почитался в Сумах). История Курской-Коренной иконы связана также с преподобным Серафимом Саровским. Около 1769 г. (по другой версии, в 1764 г.), когда будущему прославленному святому отроку Прохору Мошнину было 10 лет, он тяжело заболел, даже мать не надеялась на его выздоровление. Во сне мальчику явилась Божья Матерь и обещала посетить и исцелить его. В Курске по улице, на которой стоял дом Мошниных, шёл крестный ход с Курской-Коренной иконой. Из-за внезапно разразившегося сильного дождя икону понесли через двор Мошниных. Мать Прохора вышла с больным ребёнком на руках к иконе, и образ пронесли над ним. После этого болезнь прекратилась, и Прохор совершенно выздоровел. В 1812 г. куряне послали в действующую армию Михаила Илларионовича Кутузова список Курской-Коренной иконы. Он был получен в день битвы под Малоярославцем и оказал помощь в победе русскому войску. Об этом сообщал в благодарственном письме курянам М.И. Кутузов (сохранились сведения и в частной переписке). 8 марта 1898 г. в Знаменском соборе под киот с чудотворной иконой была заложена бомба с часовым механизмом. Взрыв вызвал в храме большие разрушения, но икона не пострадала. Вопреки ожиданиям террористов происшествие не пошатнуло, а укрепило славу Курской-Коренной иконы и усилило её почитание. В частности, миссионерами среди униатов чудо приводилось в качестве убедительного довода в пользу православия. По просьбам разных полков к ним было отправлено много новых списков Курской-Коренной иконы. Местное духовенство обратилось в Синод с просьбой об установлении нового праздника иконе – 8 марта, однако это не нашло поддержки, и чудесное спасение иконы отмечалось в этот день только службой и молебном. В XIX–XX вв. от иконы было зафиксировано больше 20 чудес. Сведения о них содержатся в записях из архивов Знаменского монастыря и Коренной пустыни, известных исследователям по работам курских краеведов (чудеса после отбытия иконы за пределы России и после её посещения Курска и Коренной пустыни в 1989 г. изложены в публикациях). В Знаменском монастыре записи о чудесах возобновлены в 2014 г.

 



 
PR-CY.ru