КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 16

Каждую среду Курскую-Коренную икону выносили в центр храма, перед ней совершалось молебное пение, и читался акафист иконе Божьей Матери «Знамение». Судьба иконы после закрытия Знаменского монастыря в 1929 г. исследователям неизвестна. В селе Коптеве (Кислине) Болховского уезда Орловской губернии чтимая Курская-Коренная икона находилась в церковноприходской школе, для которой определили место в приделе Покрова Пресвятой Богородицы Успенской церкви (не позднее начала XVII в. на этом месте стояла деревянная Богоявленская церковь, сгорела). Курская-Коренная икона представляет собой точную копию с иконы того же наименования, размещавшейся в Богоявленской церкви и не уцелевшей во время пожара. Празднование иконе совершалось в пятницу девятой седмицы после Пасхи. Курскую-Коренную икону переносили в центральный придел. При большом стечении богомольцев, прибывающих из дальних сёл и городов, т.к. «сгоревшая икона почиталась всеми за чудотворную», совершался крестный ход с Курской-Коренной иконой. В слободе Люботине Валковского уезда Харьковской губернии в Пятницкой (с 1813 г. – Вознесения Господня) церкви. В Люботинском храме икона была поставлена в 1820 г. священником этой церкви (назначен в 1792 г.) Фёдором Литинским, получившим её в дар от своей родственницы помещицы Фесенковой. Местные жители почитали икону чудотворной. В 1847–1848 гг., во время холеры, два месяца её носили по домам, и эпидемия прекратилась. В благодарность за избавление от поветрия прихожане Люботина «единодушно постановили» совершать по воскресным дням до литургии молебен перед иконой. Икона находилась в Богородицко-Знаменском соборе монастыря города Обояни Курской губернии «в киоте за правым клиросом» и была украшена «сребропозлащенной ризою. Окружающие Царицу Небесную пророки сами окружены крупными разноцветными камнями и от того кажутся размещёнными не на ветвях древесных, а изолированно сидящими в медальонах. Коронка на венце Богородицы украшена прикреплённым к ней продолговатым четвероугольным малахитом». В Свято-Троицком монастыре в Белгороде находилась икона (9,5×7,5 вершка), которая сопровождала русские полки в Крымском походе 1689 г. История иконы выгравирована на её обороте на серебряной доске, там же находились документы, подтверждающие «Сказание...». В надписи сообщалось, что в 1689 г., по грамоте от 22 марта царей Ивана и Петра Алексеевичей, митрополиту Белгородскому и Обоянскому Авраамию была взята копия с чудотворного образа из курского Знаменского монастыря и отправлена в полки, выдвигавшиеся в поход в Крым. С молебным пением и в сопровождении священнослужителей икону принесли сначала в Белгород, затем в полки, а после возвращении оттуда она была поставлена в Белгородском Троицком соборе «на особом на то устроенном месте». Как «Курская-Коренная» икона в церкви Введения на Лубянке в Москве (празднование 27 ноября) указана в сочинении Николая Петровича Сенаторского; в других публикациях икона упоминается как «Знамение». По преданию, икона принадлежала князю Дмитрию Махайловичу Пожарскому. Он жил напротив церкви, в которую в 1612 г. поставил «чудотворную Казанскую, и тогда же Знамение», сам оставил себе список и поставил его на каменный столб возле своего дома («на столбе третьей мужской гимназии на Лубянской улице»). Позже икону сняли со столба и передали во Введенскую церковь, где она хранилась до сноса храма (1924 г.). Храмовое имущество было передано в Вознесенскую церковь (закрыта в 1929 г., снесена в 1931 г.) бывшего Варсонофиевского монастыря. Икона не сохранилась.



 
PR-CY.ru