КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 9

В конце XVII – начале XVIII вв. исследователям известны иконы «Богоматерь Курская-Коренная», написанные на золотом фоне, со средником, отделённым киноварной рамкой. Младенец Христос изображён в круглой мандорле с покровенными руками; надписи нет (например, икона (42×35 см) конца XVII – начала XVIII вв., Третьяковская галерея). Такой же приём сохраняется на иконах конца XVIII – начала XIX вв.; они близки друг к другу по размерам (44×36 см) и материальным признакам (толстая доска), написаны на золотом фоне, средник выделен живописной киноварной рамкой с изображением лозы в виде пышных цветов и бутонов, Богомладенец в круглой мандорле, Его руки опущены и скрыты под одеждой, на верхнем поле надпись: «Изображение чудотворнаго образа пресвятыя Богородицы Курския». Исследователи не исключают, что эти иконы имеют южнорусское происхождение (см. иконы: «Богоматерь Знамение Курская-Коренная», конец XVIII – начало XIX вв., Курск (?), Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, 44,6×36,5 см; Икона «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (конец XVIII – начало XIX вв. (?). Оклад – 1803 г. Музей Андрея Рублёва, 42,5×34,7 см). На иконе начала XVIII в. (Переславский музей) Богомладенец представлен особенным образом – Его правая рука скрыта под одеждой, а в левой Он держит свиток. Богоматерь в среднике изображена на голубом фоне, пророки – на золотом, поля зелёные. Есть ряд икон, на которых руки Младенца Христа изображены не покровенными (см. иконы: из Дмитровска (середины XIX в., Орловский музей, 38,5×26,3 см), надпись: «Образ Знамения пресвятыя Богородицы Курския», изображение дано на золотом фоне, Младенец представлен в круглой славе, правая ручка поднята в благословляющем жесте, в левой – свиток; «Богоматерь Курская» (Калуга, 1777 г., частное собрание), иконописец Максим Кузьмин Золотарёв (1761–1791 гг.), оклад – пробирный мастер Афанасий Красильников (ум. в 1791 г.), в среднике фон золотой, остальное изображение на голубом фоне, у Богомладенца правая рука поднята, левая опущена, на окладе надпись: «...Образ пресвятыя Богородицы (курс)ския»; «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (Ветка (?), первая половина XIX в., Музей-собрание икон Пресвятой Богородицы, деревня Исаково Солнечногорского района Московской области, 42,2×35,8 см), на золотом фоне, надписи нет, Младенец правой рукой благословляет, в левой держит свиток). Усечённый вариант изображения приведён на гравюре из собрания Дмитрия Александровича Ровинского: представлена Богоматерь «Знамение», над Ней в облаках – Господь Саваоф, по сторонам – четыре пророка. В иконописи подобные изображения распространения не имели.

 



 
PR-CY.ru