КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 6

Описание иконы сохранилось в литературе XIX – начала XX вв. Икона находилась в Курске и помещалась в Знаменском соборе «налево от главного входа… под особой устроенной для неё чугунной вызолоченной сенью, поддерживаемой мраморными колоннами». «...Изображение украшено жемчужным окладом; а поля оклада, не занятые изображениями, покрыты малиновым бархатом, по которому кругом вышиты золотом цветы и травы небольших размеров. Несколько драгоценных камней разных цветов. Вместо стекла изображения закрыты пластинками слюды». Незначительные расхождения касаются, главным образом, указания размеров Курской-Коренной иконы: 9,5×7,5 вершка, или 42×33 см; средник 3,5×3,5 вершка, или 18×18 см, квадратная рама около 9 вершков, или 40,5 см; 9×6 вершков, или 40×27 см. В центре средника – образ Божьей Матери «Воплощение» («Знамение»). Вокруг средника – рама с поясными изображениями Господа Саваофа и пророков в окружении вьющейся лозы с пышными цветами и бутонами. На верхнем поле – благословляющий обеими руками Господь Саваоф с исходящим от Него Святым Духом. Пророки обращены к центральному образу, в руках – развёрнутые свитки с текстом: справа – Соломон («Премудрость созда себе дом и утверди» – по Притч. 9:1), Даниил («Аз видех гору каменную» или «Аз гору тя разумех дева чистая» – по Дан. 2:31–45), Иеремия («Се, дние грядут, глаголет Господь» – по Иер. 31:27), Илия («Ревнуя поревновах о Господе» – по 3 Цар. 19:10); слева – Давид («Воскресни, Господи, в покой Твой» или «Стань, Господи, в покой Твой» – по Пс. 131:8), Моисей («Аз видех купину огненную» или «Аз купину прозва тя» – по Исх. 3:2), Исаия («Се Дева во чреве приимет» – по Ис. 7:14), Гедеон («Истече роса из руна» – по Суд. 6:38); на нижнем поле – Аввакум («Бог от юга приидет» – по Авв. 3:3). В дореволюционных изданиях помещён снимок иконы в ризе. Она – сплошная, закрывает всё изображение, отверстия сделаны по контурам рук и ликов святых; была украшена жемчугом, розетками и драгоценными камнями, на венце Богоматери укреплена корона с двумя крупными камнями (жемчужинами?). Средник с изображением Богоматери закрыт сплошным гладким низанием жемчуга, на раме на изображениях пророков – орнамент в виде крупных завитков, напоминающих лозу. Согласно описи собора, риза была выполнена в 1665 г., при архимандрите Александре. В 1920 гг. Николай Михайлович Беляев с разрешения архиепископа Курского и Обоянского Феофана (Гаврилова) осматривал икону, хранящуюся в русской Троицкой церкви в Белграде. Он отметил, что икона состоит из средника (17×14,5 см) и большой доски (41×34 см), в которую вставлен средник. Обе доски с ковчегами. Большая доска составлена из двух частей, скреплённых двумя шпонками. Увидеть тыльную сторону средника было невозможно. Лицевая сторона средника имеет неровную поверхность, что свидетельствует о реставрационных вставках грунта и позднейших прописях. Небольшие реставрационные пробы показали, что средник и поля написаны на золотом фоне, но относятся к разному времени. Живопись в среднике соответствует XV в., на полях – конца XVI в. Раскрытие иконы, произведённое в Женеве во второй половине 1940 гг. иконописцем и реставратором иеромонахом Киприаном (Пыжовым) из Братства преподобного Иова Почаевского (впоследствии архимандрит Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США), показало, что фон в среднике тёмно-оливковый, по сторонам Богоматери – крупные буквы Её монограммы. Богомладенец изображён на лоне Матери в круглой славе, руки опущены и скрыты под одеждой. Фигуры пророков – на золотом фоне, широкие поля с надписями имён пророков – зелёного цвета.

 



 
PR-CY.ru