КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 7

Образ Богоматери в среднике, по мнению исследователей, был поновлён в XVII–XVIII вв. (на это указывают палеография надписей и начертание монограммы Иисуса Христа – ИIС ХС). На раме и в среднике видны позднейшие реставрационные тонировки. Изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молении руками (Оранта) и Младенца Христа в медальоне на Её лоне известно исследователям в византийском искусстве с конца VIII – начала IX вв. Этот тип иконографии получил широкое распространение и различное осмысление, главным исследователи считают соотнесение образа с пророчеством Исаии о Воплощении Бога Сына: «Се Дева во чреве приимет» (Ис. 7:14). В России находится древнейший образ этой иконографии – двухсторонняя икона «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми. Праведные Иоаким и Анна» из Софийского собора в Великом Новгороде (середина XII в.). На этой иконе первоначальная живопись в нижней части фигуры Богомладенца, с изображением рук, не сохранилась (записи XVI–XVII вв.). На повторениях иконы, выполненных в XVI в., руки Младенца Христа в благословляющем жесте (в левой держит свиток) расположены на уровне пояса, а не подняты к груди, как это видно на других одновременных иконах («Богоматерь «Знамение», с избранными святыми» из Рождественского монастыря во Владимире, середина XVI в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Изображение Богомладенца с опущенными и покровенными руками в иконографии «Знамение» исследователи называют уникальным (оно известно только на Курской-Коренной иконе). Обычай украшать иконы рамами с изображениями встречается на Афоне и в Древней Руси («Богоматерь Умиление (Белозерская)» из Спасо-Преображенского собора в Белозерске, первая половина XIII в., Русский музей), сохранялся он и в позднее время (например, «Донская икона Божьей Матери, с пророками и святыми Иоакимом и Анной», XVIII в., Государственный музей истории религии). Благодаря раме с изображениями пророков иконография Курской-Коренной иконы воспринимается как один из вариантов композиции «Похвала Богоматери», возникновение которой исследователи относят к XIV в. Развитие темы прославления Богородицы связано с усилением интереса к мариологической теме в конце XV – начале XVI вв. По мнению исследователей, влияние на эту иконографию оказало также развитие и композиции пророческого ряда иконостаса с образом Богоматери «Знамение» в центре. Изображение Богомладенца с опущенными и покровенными руками сохраняется на иконах, созданных как точные копии чудотворного образа, о чём удостоверяет надпись на нижнем поле: «Истинное Изображение и Мера Чюдотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы Курския». Исследователи отмечают, что колорит на этих списках соответствует краскам подлинника, каким он предстал после раскрытия в 1940 гг.: фон средника тёмный, оливковый или зелёный, на полях с изображением пророков – золотой фон; фон широких полей с надписью зеленый (например, списки: «Богоматерь Курская Коренная», вторая половина XVIII в., Государственный музей истории религии, 40,2×35×2,1 см. Тыльная сторона иконы обтянута голубым выцветшим шёлком, на котором прописью чёрными чернилами написано: «Симъ образомъ благословили Князь Павелъ // Васильевичь Голицынъ и Княгиня Аглаида…»).

 



 
PR-CY.ru