КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 3

Спасский же поп сообщил захватчикам, что ночью защитники бодрствуют на стенах, а днём спят, и в это время можно взять город. Поляки пошли на приступ, но были отбиты. Горожане, которым было неоткуда ждать помощи, вновь стали молиться Богоматери и дали обет, что в случае спасения воздвигнут монастырь и поставят в нём икону, «если найдут». Сразу после этого по городу разнеслось благоухание; защитники, осмелев, вышли из крепостных стен и прогнали превосходящие силы противника (эти события не зафиксированы в других источниках и известны исследователям только из «Сказания...»). После освобождения города куряне во исполнение обета заложили Знаменский монастырь с храмом Рождества Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Зосимы и Савватия Соловецких. В 1615 г., после завершения строительства и украшения монастыря, диакона Поликарпа с делегацией курских граждан отправили в Москву за иконой. Найденный в царских палатах образ был возвращён в Курск. Святыню торжественно встречали за городом. В «Сказании...» приводится благодарственная молитва Богоматери, защитнице Курска. Икону поставили на прежнем месте в приделе Рождества Пресвятой Богородицы городского Воскресенского собора, а не в построенном для неё Знаменском монастыре, т.к. соборный священник и причт не хотели отдавать икону – источник их единственного дохода. Пришлось обращаться в Москву к государю Михаилу Фёдоровичу Романову, и в 1618 г. он прислал указ воеводам князю Афанасию Григорьевичу Козловскому и Е.И. Мясоедову передать икону в Знаменский монастырь. Образ перенесли в монастырь и поставили в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где «все к ней притекают и исцеление получают». Позже её поместили в Знаменский собор (рассказ о переносе в собор не входит в «Сказание...»; Знаменский собор был сооружён в 1649 г., перестраивался в 1816–1826 гг., Курская-Коренная икона находилась в соборе до 1918 г.). После изложения приведённых событий следует перечисление чудес от иконы. Чудо 1: исцеление водой из источника в Коренной пустыни работавшего там слепого (чудо не раньше конца XVI – начала XVII вв.). Чудо 2: защита Курска в 1634 г., при нашествии на приграничные русские земли «поляков, черкес и татар». К тому времени «слава от образа по всем местам разливалась», и на Черкасской земле в Киеве князь Иеремия Корибут-Вишневецкий, желая «добыть себе славы», захотел покорить Курск, о котором «его клевреты» говорили, что его никто не может взять. В те годы в Курске воеводой служил князь Пётр Григорьевич Ромодановский, при нём находился голова стрелецкий и казначей Иван Бунин. Отряды Иеремии Вишневецкого скрытно вдоль Сейма подошли к городу и застали его жителей врасплох. По «Сказанию...», внезапно на колокольне сам по себе стал бить колокол, а потом в город прибежал сын боярский Никифор Малодов и сообщил, что Иеремия Вишневецкий с войском в пяти поприщах от города. Было видение Девы, ходящей по городским стенам. Горожане храбро сражались под защитой Богородицы, и нападающие бесславно отступили, Курск не был покорён. Чудо 3: в 1632 г. крымские и нагайские татары напали на Коренную пустынь, пытались поджечь церковь; один насельник спасся на дереве около источника. Чудо 4: в 1637 г. царевичи со многими ордынцами Курскому уезду «ничтоже учиниши». Чудо 5: в 1642 г. князь Пётр Дмитриевич Пожарский ехал в Москву через Курск и в Знаменском монастыре, где находилась Курская-Коренная икона, почувствовал благоухание. Чудо 6: об исцелении двух девиц, «како едина прозрела, а другая хромоты свободися».

 



 
PR-CY.ru