КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 8

Исследователям известно, что икона «Богоматерь Курская» была в войске князя Василия Васильевича Голицына в конце XVII в., исследователи полагают, что эта икона – родовая святыня Голицыных; «Богоматерь Курская» из церкви святителя Николая Чудотворца (?) г. Нерехты, Костромской области, середина XVIII в., Ярославский художественный музей, 43×35,5 см, – у Младенца руки скрыты, изображение на золотом фоне в изящном картуше, фон полей тёмно-коричневый, на нижнем поле надпись: «Изображение и мера с чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Знамения Курския»; близок к иконе из Ярославского художественного музея образ первой трети XIX в. в окладе 1835 г. московской фирмы Павла Фёдоровича Сазикова из частного собрания (41×34 см). В издании 1904 г. воспроизведена икона маслом второй половины XIX в. с крупной надписью на нижнем поле: «Точное изображение чудотворной иконы Знамения Пресвятыя Богородицы Курския (воспроизводится по оригиналу)». К этой же группе примыкает икона из курского Знаменского монастыря 1902 г., написанная, по мнению исследователей, в мастерской известного курского иконописца Григория Адриановича Шуклина (1869–1947 гг.; 40×33,5 см), в шитом окладе с надписью: «Изображение и мера чудотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы Курския». На тыльной стороне иконы находится металлическая пластина с гравированной надписью: «Сия св. икона написана в Курск. Знаменском монастыре и освящена наместником игуменом Сильваном 1902 г. Мая 18 дня». Исследователи отмечают, что Г.А. Шуклин был одним из тех, кто видели чудотворный образ без риз и копировали его. В 1993 г. этот список (экспертное заключение Виктора Исаевича Склярука, 2006 г.) был передан Знаменскому монастырю женщиной, хранившей его в своей семье; в настоящее время он находится в Знаменском соборе, слева от иконостаса, на специальном возвышении под киворием, это главная святыня собора, которая переносится в Коренную пустыни. Современные иконы воспроизводят вид Курской-Коренной иконы после раскрытия и сохраняют кроме близких размеров особую иконографию, тёмный цвет фона в среднике и золотой на полях (например, копия чудотворного образа, подаренная Курской Коренной пустыни в 1989 г., другие Курские-Коренные иконы там же; Курская-Коренная икона в верхнем храме Сергиево-Казанского собора в Курске). Эти изображения тиражируются в дешёвых расхожих образцах (к таким исследователи относят уцелевший при пожаре 2007 г. образ в нижнем храме Сергиево-Казанского собора в Курске). В Курске создавались многочисленные иконы Богоматери Курской с удостоверяющей надписью: «Образ Пресвятыя Богородицы Курския». Исследователи отмечают, что все они, в основном, повторяли почитаемый оригинал, но часто имели меньший размер и большее разнообразие цветовых сочетаний. К таким иконам исследователи относят: близкие по размерам (29,2×24,5 см; 31×26,5 см) и стилю две иконы (одна в окладе 1853 г., обе середины XIX в., Курский областной краеведческий музей), которые, как полагают исследователи, созданы в одной мастерской, и икона в нижней церкви Сергиево-Казанского собора в Курске. Иконы написаны маслом и по стилистике сходны с образом 1902 г. На иконах, напечатанных на металле, сохраняется иконография чудотворного образа, но меняется красочная гамма (икона конца XIX в., Курский областной краеведческий музей).

 



 
PR-CY.ru