КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 11

Традиция перенесения иконы из Коренной пустыни в Курск восходит к 1598–1600 гг. и связана с желанием избежать утраты святыни во время вражеского нашествия. В 1618 г. икона приносилась в возобновлённую после разорения татарами в 1611 г. Курскую Коренную пустынь для освящения деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие стало началом установления обычая ежегодного переноса иконы из Знаменского собора монастыря Курска в Коренную пустынь и обратно в девятую пятницу после Пасхи. Неоднократные просьбы насельников Коренной пустыни духовному начальству вернуть им святыню (в пустыни была поставлена копия чудотворного образа) были безрезультатными. В 1726–1765 гг. икона находилась в пустыни неделю. С 1765 г. срок пребывания иконы увеличился до двух недель (указ от 4 мая 1765 г.). В 1767 г. указом Синода ношение иконы было запрещено. Поводом послужили соблазнительные для народа споры о доходах от иконы между монастырём и пустынью. В 1770 г. епископ Белгородский и Обоянский Самуил (Миславский; впоследствии митрополит Киевский и Галицкий) получил отказ в возобновлении крестного хода. Когда в 1790 г. с той же просьбой в Синод обратилось купечество, ход был разрешён, а срок нахождения Курской-Коренной иконы в пустыни установлен в две недели. С 1791 г. ежегодный крестный ход возобновился. В 1806 г. время пребывания иконы в пустыни продлили до 12 сентября. Крестный ход проводился согласно церемониалу, составленному по Высочайшему указу от 17 марта 1730 г. В нём принимали участие всё городское священство и клирики пригородных сёл, находившихся на пути следования шествия в Коренную пустынь, а также гражданское начальство. В XIX в. ход приобрёл ещё большую торжественность. В 1860 г. в нём участвовало больше 60 тыс. человек. Ход растягивался более чем на 30 км, и когда первые уже входили в пустынь, другие ещё толпились на Красной площади в Курске. Исследователям известна гравюра, исполненная около 1839 г. поручиком Фёдором Афанасьевичем Джунковским, на которой показано шествие с чудотворным образом через Красную площадь Курска: «…При совершении этого величественного крестного с Чудотворной Иконой хода в Коренную пустынь богомольцы сопровождают её в таком множестве, что подобного стечения народа не встретишь не только в России, но и во всей Европе» (см. также литографию 1839 г. работы Луи-Пьера-Альвонса Бишебуа, Вильгельма Адама и Франсуа Бушо с оригинала Ф.А. Джунковского, Русский музей). В 1852 г. по распоряжению правительства все присутственные места Курска освобождались от занятий в дни принесения иконы: в девятую пятницу после Пасхи и 13 сентября, а также 27 ноября, в день празднования Курской-Коренной иконе. Проведение крестного хода совпадало с открытием Коренной ярмарки и привлекало много народа. Вид крестного хода запечатлён на картине Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883 гг., Третьяковская галерея). После попытки взрыва Курской-Коренной иконы в 1898 г. епископ Курский и Белгородский Ювеналий (Половцев) просил разрешения установить празднование в честь чуда спасения иконы во всех церквах и монастырях Курской епархии; насельник Знаменского монастыря монах Иасон написал службу с акафистом иконе, однако она не получила одобрения духовного начальства. В настоящее время чудо 8 (21 марта) отмечается службами в Знаменском соборе и в Коренной пустыни. В 2009 г. протоиереем Евгением Тюриным под редакцией Германа (Моралина), митрополита Курского и Рыльского, составлен акафист Курской-Коренной иконе, который читается каждые пятницу и воскресенье в Знаменском соборе (кроме пасхального и великопостного периодов). В РПЦЗ также существовали Акафист и молитва Курской-Коренной иконе, одобренные указом архиерейского Синода к богослужебному употреблению в Новокоренной пустыни.

 



 
PR-CY.ru