КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 10

Естественное богословие в понимании В.Д. Кудрявцева-Платонова – это те познания о Боге, которые могут быть получены рациональным путём вне сверхъестественного божественного откровения. Общий план тем, рассматриваемых им в рамках естественного богословия, следующий: вопрос о происхождении религии, вопрос об источнике идеи Божества в душе человека и понятие о естественном откровении, вопрос о границах рационального познания свойств Бога на основании естественного откровения, вопрос об отношении Бога к миру. Этим и некоторым другим частным вопросам посвящён ряд сочинений В.Д. Кудрявцева-Платонова: «О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого» (1857 г.), «Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого» (1860 г.), «О духовном индифферентизме» (1861 г.), «Об источнике идеи Божества» (1864 г.), «О Промысле» (1871 г.), «Религия, её сущность и происхождение» (1875 г.), «Из чтений по философии религии» (1879–1890 гг.), а также главы из учебника «Начальные основания философии» (1889 г.). В большой критической статье «Об источнике идеи Божества» В.Д. Кудрявцев-Платонов К.-П. разбирал гипотезы происхождения религиозного сознания и идеи Бога. Данное исследование, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, имеет особое значение перед лицом материализма, который не просто отрицает Бога, но стремится объяснить, откуда произошла идея о Нём, и тем самым ведёт пропаганду безбожия. Задачу христианского философа В.Д. Кудрявцев-Платонов видел в том, чтобы показать несостоятельность всех имеющихся атеистических вариантов объяснения возникновения идеи о Боге: «Путём возможно полного разбора всех предположений о происхождении сей идеи, мы должны идти к отысканию единственно истинного понятия об её источнике». В.Д. Кудрявцев-Платонов рассматривал несколько гипотез: 1) религия – это вымысел правителей и жрецов, выгодный или даже полезный, например, для поддержания нравственности в обществе; 2) причина возникновения религии – в первобытном страхе людей перед явлениями природы; 3) понятие о Божестве – это идеализация свойств человека; 4) идея о Совершенном Существе выводится из деятельности рассудка. В докторской диссертации «Религия, её сущность и происхождение» почти весь объём работы также занимает критика атеистических, деистических и пантеистических воззрений на вопрос о происхождении религии. В.Д. Кудрявцев-Платонов разбирал взгляды Людвига Фейербаха, докантовских рационалистов, Иммануила Канта, Фридриха Генриха Якоби, Фридриха Шлейермахера, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Якоба Фридриха Фриза, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и др. Подробная, остроумная, ясно и точно сформулированная критика В.Д. Кудрявцевым-Платоновым расхожих заблуждений относительно происхождения и значения религии не потеряла значения для христианской апологетики и по сей день. В конечном счёте, В.Д. Кудрявцев-Платонов пришёл к выводу, что идея Божества может происходить только от Самого Божества. На вопрос о том, как это возможно, самый известный ответ даётся в теории врождённых идей, согласно которой в душе человека заложены априорно понятия о Боге, добре, истине и т.д. Подобный взгляд развивали Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Христиан фон Вольф. Однако В.Д. Кудрявцев-Платонов обратил внимание на очевидное противоречие – не все люди веруют, а те, что веруют, веруют неодинаково. Ответ на это затруднение он предложил в концепции «идеального познания».

 



 
PR-CY.ru