КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 8

В.Д. Кудрявцев-Платонов утверждал достоверность человеческого познания во всех его проявлениях и защищал позиции гносеологического реализма. Субъективное восприятие предметов соответствует их действительным свойствам, т.е. свойства тварного мира не являются субъективными. Это же касается пространства и времени. Восприятие пространства и времени – это врождённая способность человека, которая развивается с опытом. Пространство и время как свойства действительного мира ограничивают тварную природу, причём как материальную, так и духовную. Материальная составляющая мира ограничивается пространством и временем, а духовная – только временем, в том смысле, что постепенность обнаружения духовной природы требует последовательности, смены одного состояния другим, т.е. времени. Представление о бесконечности пространства и времени, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, ведёт к пантеизму, поэтому для теистического мировоззрения неприемлемо (аргументы против этого утверждения приводит С.С. Глаголев). В контексте обсуждения эмпирического познания В.Д. Кудрявцев-Платонов формулировал принцип трансцендентального монизма; указывал на разногласие в воззрениях на природу чувственного бытия и на достоверность его познания. Крайними проявлениями этого разногласия являются материализм и идеализм. Материализм, утверждая реальность чувственного мира и полное соответствие ему познавательных сил, вместе с этим отрицает любой другой вид бытия. В свою очередь, идеализм отрицает независимое от познающего «я» существование вещественного мира. Критикуя материализм и идеализм, В.Д. Кудрявцев-Платонов отмечал, что в основании этих философских концепций лежит вполне законное требование разума «прийти к единству бытия», поскольку «невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два безусловно независимые друг от друга, противоположные начала. Дуализм духа и материи необходимо должен быть примирён». Действительное основание мира, по В.Д. Кудрявцеву-Платонову, – в отличном от мира высочайшем Существе, т.е. в Боге. Бог – это подлинное объединяющее начало всего мира, его творческая причина. Такое решение В.Д. Кудрявцев-Платонов называл трансцендентальным монизмом: «С признанием отличного от мира высочайшего Существа, мы вместо субстанциального монизма, который лежит в основе односторонних воззрений материализма и идеализма, получаем монизм трансцендентальный, где объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, и с которым удобно может быть соглашён подчинённый дуализм духа и материи, о котором свидетельствует сознание и опыт».

 



 
PR-CY.ru