КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 7

Вопросам гносеологии В.Д. Кудрявцев-Платонов посвятил несколько сочинений: «Об основных началах философского познания» (1885 г.), «Метафизический анализ эмпирического познания» (1886 г.), «Пространство и время» (1886–1887 гг.), «Метафизический анализ рационального познания» (1887–1888 гг.), «Метафизический анализ идеального познания» (1888–1889 гг.), а также главы из учебника «Начальные основания философии», в которых обобщено содержание указанных статей. По словам В.Д. Кудрявцева-Платонова, «положительному, синтетическому построению философского миросозерцания должна предшествовать философская теория познания». Протоиерей В.В. Зеньковский заметил, что примат гносеологии у В.Д. Кудрявцева-Платонова в сущности касается только изложения системы философии, но не её внутренней диалектики. В.Д. Кудрявцев-Платонов выделял три уровня познания. Обыденное познание опирается в своих выводах на личный опыт и на принятые в данном месте и в данное время общие положения и истины, в которых убеждены все или хотя бы некая общность людей. Знание научное требует доказательств, однако любая цепь доказательств любой науки зиждется на аксиомах – постулатах, не требующих доказательств, принимающихся в готовом виде. Философское познание ищет основания как обыденного, так и научного мышления, однако и само нуждается в подобных основаниях. В.Д. Кудрявцев-Платонов пришёл к выводу, что основанием философского познания являются законы мышления, заложенные в человеке Богом: «…Всеобщим, несомненным, гносеологическим или формальным принципом философии должна быть мысль о самодостоверности разума, т.е. тех законов мышления, которые служат выражением его разумной природы и раскрытием которых занимается логика…, поэтому логика представляет в философии такое судебное место, авторитет которого признают и уважают все». В человеческой душе присутствуют три познавательные силы: способность представления, рассудок и разум, которым соответствуют три вида познания: эмпирическое (чувственное), рациональное (рассудочное) и идеальное (разумное, умственное). В.Д. Кудрявцев-Платонов последовательно осуществлял «метафизический анализ» этих видов познания. Это означает, что он исследовал вопрос о том, насколько возможно человеческими познавательными силами постичь «действительное бытие». Соответствует ли представлениям, доставляемым чувственным познанием, понятиям, формируемым рациональным и идеальным познанием, действительное бытие и в какой мере достоверно наше познание?

 



 
PR-CY.ru