КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 11

Люди имеют большее или меньшее представление о Божестве не потому, что в них заложены некие идеи, а потому, что Бог непрестанно воздействует на душу человека, точнее на ум человека. Ум в понимании В.Д. Кудрявцева-Платонова имеет гораздо больше общего с чувством, чем с рассудком, поэтому он говорил о непосредственном ощущении присутствия Божества всеми без исключения людьми. Данное воздействие Бога на человека, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, есть не что иное, как естественное откровение. Вместе с тем, «допуская непосредственное ощущение Божества, мы не должны обманываться, будто здесь мы имеем полное и точное познание Божеской природы; такое познание недоступно человеку. Мы воспринимаем действие Божества не прямо, но посредством известного органа – ума, и условия и законы деятельности этого органа необходимо должны отражаться и на том самом познании, какое мы получили внешним ощущением сверхчувственного. Луч Божества падает на наш дух не прямо, но как бы через призму нашей познавательной силы, и вследствие этого разлагается и принимает оттенки цветов, которых не имеет в своей полноте». Данный подход, по замечанию протоиерея В.В. Зеньковского, вполне отгораживает В.Д. Кудрявцева-Платонова от богословского рационализма и несёт на себе отпечаток апофатического богословия. Для того чтобы ощущение или сознание бытия Божия перешло в знание о Нём, необходимо не только внешнее воздействие, но и «акт познающей силы духа», мышление. Таким образом, В.Д. Кудрявцев-Платонов пришёл к утверждению существования двух источников религии: объективного и субъективного, причём только их продуктивное объединение может дать истинное понятие о Боге. Непосредственное влияние на концепцию В.Д. Кудрявцева-Платонова оказало учение Ф.Г. Якоби. В.Д. Кудрявцев-Платонов считал себя продолжателем Ф.Г. Якоби и пытался дополнить его учение, «развить и строже обосновать плодотворное зерно истины…, предотвратить те недостатки, которые при одностороннем проведении основной идеи этой теории, могут привести к ненаучному мистицизму, к пренебрежению мышления и философского знания». Свою задачу В.Д. Кудрявцев-Платонов видел в том, чтобы примирить мистицизм Ф.Г. Якоби со здравым рационализмом, мистическое чувство с рассудком. Точно так же как в чувственном познании, в сверхчувственном недостаточно одного ощущения предмета, необходима работа рассудка. «Как бы некоторые (например, Якоби) высоко ни ставили способность созерцания или внутреннего чувствования, с каким бы пренебрежением ни смотрели на рассудок в деле познания высших истин, мы должны несомненно признать, что мышление есть единственный, нормальный орган нашего познания…» Мышление – это «существенный, а не случайно и незаконно привзошедший элемент в познании о Боге». Этот тезис, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, объясняет факт, о котором свидетельствует история религии, – понятие о Боге выражается весьма разнообразно в разные времена и у разных народов. Кроме того, познание Бога находится в зависимости от состояния души человека, его нравственного здоровья. Как и в чувственном познании, в идеальном познании первостепенную роль играет функционирование «ока души». В силу же повреждения природы человека непосредственные впечатления Божества искажаются человеческим разумом, отсюда возникает, например, идолопоклонство. Поэтому необходимо откровение сверхъестественное, в котором Бог научает человека правильному образу мыслей о Себе и правильной вере, правильному поведению: «Что удивительного, если ощущение Божества в нас так неясно и слабо, познания о Нём так несовершенны, что для очищения и возвышения их явилось необходимым особенное, сверхъестественное откровение».

 



 
PR-CY.ru