КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 5

Несмотря на то, что можно было бы говорить о норме, типе, сущности, начале бытия, В.Д. Кудрявцев-Платонов говорил именно об идее, имея в виду, что этот термин «может обозначать как объективную, так и субъективную сторону познаваемого», позволяя сосуществовать объективной и субъективной философии, «будем ли мы разуметь под идеей истинно сущее в вещах (как Платон) или умственное представление о них (как Кант), или то и другое вместе». Решение вопроса о том, что такое идея и что такое абсолютное, – это дело конкретных философских систем. Эмпирическое познание показывает, что предметы материального мира далеко не всегда в полной мере реализуют идею, заложенную в них. Само разнообразие эмпирического материала, в том числе различные проявления уродства в живой природе, вскрывает несовершенство данной связи. Действительным, истинным предметом является только тот, который полностью соответствует своей идее. Данное положение лежит в основании понимания В.Д. Кудрявцевым-Платоновым истины вообще. Истина есть «совпадение того, чем должен быть предмет, с тем, что он есть или бывает». Иначе говоря, истина – это согласие предмета с самим собой, его идейной и феноменальной сторон. В.Д. Кудрявцев-Платонов показал, что такие критерии, как действительность или логическая законосообразность, т.е. соответствие предмета понятию о нём, не только неопределённы, но и односторонни. Неясной в рассуждениях В.Д. Кудрявцева-Платонова об истине для исследователей остаётся причина возможного возникновения противоречия между идеей и её осуществлением. За философским рассуждением, по мнению Сергея Сергеевича Глаголева, у В.Д. Кудрявцева-Платонова скрывается богословский подтекст. Согласно христианскому учению, мир перестал служить точным выражением идеи о нём вследствие грехопадения свободных существ: ангелов и людей. Разлад между идеальной и феноменальной сторонами мира есть последствие греха, которое может быть преодолено только на пути восстановления союза с Богом. Рассматривая понимание истины в системе В.Д. Кудрявцева-Платонова, протоиерей Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что оно идёт дальше того, что вкладывал в него сам В.Д. Кудрявцев-Платонов, благодаря оценочному моменту, который присутствует в подобном понимании истины. Таким образом, предмет философии всеобъемлющ, а сама философия имеет часть в любой отрасли знания. На практике это выражается в существовании философии религии (наряду с вероучениями религий), философии истории (наряду с историческими науками), нравственной философии (без смешения её, например, с этнографией), философии права, философского учения о природе (космологии) и т.д. На пути формирования целостного, гармоничного миросозерцания В.Д. Кудрявцеву-Платонову виделась перспектива создания «универсальной науки», которая включала бы в себя все отрасли знания, в том числе философского, в единой стройной системе. Признавая, что этот идеал ещё недостижим, В.Д. Кудрявцев-Платонов был настроен оптимистически: по его мнению, в гармоничном взаимодействии позитивной науки и философии человечеству откроется перспектива бесконечного усовершенствования знания и приближения «к идеалу абсолютной истины». К этой высокой цели позитивная наука и философия идут разными путями.

 



 
PR-CY.ru