КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 17

Таким образом, В.Д. Кудрявцев-Платонов встал на позицию умеренного христианского эволюционизма (см. в ст. Креационизм). Причина стремительного распространения дарвинизма и глубокого сочувствия к этой теории в обществе, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, кроется в её философском значении. Эволюционизм привлекается в качестве научного фундамента, в котором нуждается и которого настойчиво ищет материалистическое мировоззрение. Эволюционизм предлагает теорию естественного мирообразования, в котором нет места Верховной Силе, и всё сводится к действию естественных процессов. Ч. Дарвин не отрицал ни существования Бога, ни творения; он допускал мысль, что первоначально всё сущее произведено Богом и впоследствии развивается по законам эволюции. В.Д. Кудрявцев-Платонов попутно замечал, что примирительная позиция между теизмом и материализмом в действительности не может удовлетворить ни верующих, ни материалистов. Ни теизм, ни материализм не нуждаются в подобного рода примирительных теориях. Если же рассматривать не отношение самого Ч. Дарвина к теизму, а только его теорию, то более последовательными её сторонниками оказываются материалисты, которые исповедуют самозарождение жизни. Однако при внимательном рассмотрении становится ясно, что эта теория из мнимого союзника материализма может превратиться в его врага. Одним из оснований теории Ч. Дарвина является телеологическое действие природы. Несмотря на декларируемую доминанту случайности в мирообразовании, в построениях Ч. Дарвина прослеживается сознание цели преобразований природы и их польза. Ч. Дарвин предполагает кроме естественных законов природы некую направляющую силу эволюции, и по этой причине его теория имеет прямое родство не с материализмом, а с идеализмом, и именно им может быть с лёгкостью допущена. «Нет лучшего метафизического объяснения для телеологически действующего в этой теории начала, как предположение, что в основе… жизни лежит общая в высшей степени разумно, но в то же время бессознательно действующая субстанция…, последовательно фразвивающаяся в различных формах мировых существ, достигающая самосознания в человеке». С особой настойчивостью идею творения В.Д. Кудрявцев-Платонов отстаивал в поздней работе «Из чтений по космологии: Происхождение мира», в которой рассматривал материалистический, деистический, пантеистический и теистический подходы к объяснению происхождения мира, а также попытки согласования теистического учения о творении с другими теориями; подчеркивал, что учение о творении мира – это не только предмет веры: оно обосновывается рационально и, следовательно, обязательно для разума. Литература, посвящённая анализу философского учения В.Д. Кудрявцева-Платонова, очень невелика. Некоторые критические замечания содержатся в сочинениях П.П. Соколова, С.С. Глаголева и протоиерея В.В. Зеньковского.



 
PR-CY.ru