КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 9

Протоиерей В.В. Зеньковский упрекал В.Д. Кудрявцева-Платонова в определённой двусмысленности введённого им термина «трансцендентальный монизм». Понятие трансцендентальности не может быть оторвано от гносеологической концепции, в рамках которой оно используется, и поэтому его употребление В.Д. Кудрявцевым-Платоновым лишь замутняет понимание его собственной концепции. По мнению протоиерея В.В. Зеньковского, точнее можно назвать систему В.Д. Кудрявцева-Платонова «супрнатуральным монизмом». Чувственное восприятие доставляет только «первоначальный, грубый материал», сила же, формирующая знание, – это разум, поэтому фактически эмпирическое познание возможно только в связи с познанием рациональным. В основе рационального познания лежат врождённые категории мышления (качества, количества, причинности, модальности и др.), которым соответствует объективная действительность. В.Д. Кудрявцев-Платонов критиковал учение о категориях Иммануила Канта, для которого априорные категории мышления не являются отражением в рассудке реальных свойств внешнего мира, и Г.В.Ф. Гегеля, для которого категории, имея объективное значение для мышления и для бытия, не могут быть формами развития бытия абсолютного, божественного. По убеждению В.Д. Кудрявцева-Платонова, категории рационального мышления приложимы к изучению не только мира материального, но и мира духовного, в том числе и Бога, «хотя это познание по свойству как познающего субъекта, так и познаваемого объекта (безусловного и неограниченного) может быть лишь относительным и ограниченным». Познание идеальное – это познание сверхчувственной природы. Инструментом идеального познания В.Д. Кудрявцев-Платонов называл ум, или разум, и отличал его от рассудка и чувственного восприятия. Ум – это особый орган души, который воспринимает духовную составляющую мира. Представление об особом органе сверхчувственного познания В.Д. Кудрявцев-Платонов, по мнению исследователей, перенял через своего учителя протоиерея Ф.А. Голубинского у Фридриха Генриха Якоби. Восприятие сверхчувственного, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, подобно эмпирическому восприятию, лишь утверждает существование предмета, но не несёт в себе ответов на вопросы «что есть предмет?» и «как он есть?». Так же как в эмпирическом познании, непосредственные впечатления, в данном случае ума, являются материалом для рассудка, для рационального познания. Другими словами, В.Д. Кудрявцев-Платонов утверждал «права рассудка» и в сверхчувственном познании. Идеальное познание в системе В.Д. Кудрявцева-Платонова является основанием естественного богословия.

 



 
PR-CY.ru