КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 4

Определение философии, её оправдание перед лицом критиков, определение предмета и метода философского познания и другие общие вопросы В.Д. Кудрявцев-Платонов разбирал в сочинении «Введение в философию» (1889 г.), которое объединило несколько статей, вышедших в 1884 г.: «Что такое философия?», «Возможна ли философия?», «Нужна ли философия?», «Метод философии» и «Состав философии». По словам А.И. Введенского, ««Введение в философию» по всей справедливости должно быть отнесено к числу наилучших страниц, когда-либо написанных представителями идеалистической философии в защиту её самостоятельности и прав». Практическая цель занятий философией, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, состоит в построении целостного христианского мировоззрения. Основные сферы человеческого познания – это Бог, мир, человек. О Боге учат многие религии, и все они по-разному представляют Божество. Любая религиозная вера, в том числе православная, не может выйти за собственные рамки, для составления же понятия о Боге вообще нужен взгляд вне религиозного мышления. Также и науки, изучающие мир физических вещей и явлений, не могут в рамках своей компетенции ответить на многие вопросы, касающиеся начала, сущности мирового бытия, его целесообразности и конечной цели. Исследованием этих фундаментальных вопросов занимается философия, которая «существовала и существует, как особая и отличная от других область познания», а по своему общему содержанию может быть определена как наука о сущности, последнем основании и цели всего существующего. Определяя более точно предмет изучения философии, В.Д. Кудрявцев-Платонов указывал, что философия исследует также базовые понятия, на которые опирается в своих построениях и изысканиях каждая наука и которые принимаются априори, без доказательств, например, понятия материи, силы, движения, пространства, закона, жизни. Философия также исследует базовое предположение любой науки о достоверности познания и применимости методов исследования. В.Д. Кудрявцев-Платонов считал, что важнейшей ролью философии является исследование мироздания посредством идей. Идея в его понимании – это не продукт человеческого разума, не идеал совершенства, который более или менее реализуется в мире; неправильно также ассоциировать идею с замыслом или планом предмета или просто с представлением о предмете. Идея – это неизменное, постоянное начало и сущность предмета. Идея же задаёт цель существования предмета. Как сверхопытная действительность, идея постижима только разумом. Реальность идеи не обозначает призрачности бытия феноменального, хотя справедливо высказывание, что идеи обладают бытием в большей степени, нежели феномены. Идеи находятся в соподчинении, а вершиной их иерархии является абсолютная идея, которая является также и абсолютным бытием, основанием и целью всех прочих идей и соответственно всего мира. В конечном счёте, В.Д. Кудрявцев-Платонов даёт следующее определение философии: «Философия есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и в проявлении в бытии феноменальном». Он оговаривается, что не соединяет в своём определении понимание абсолютной идеи с Богом, поскольку претендует на универсальность определения и не желает теистической терминологией отсечь нетеистические идеалистические системы. То же касается понятия «идея».

 



 
PR-CY.ru