КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 10

Исследователи не сомневаются, что в распоряжении Альдхельма находились «Обращение...» и «Мученичество...», тогда как «Покаяние...» не было им использовано. Впоследствии Флодоард Реймсский включил подробный пересказ всех трёх произведений цикла в поэму «Победы, одержанные Христом в Антиохии». Краткое сообщение о Киприане и Иустине было помещено в Мартирологе Беды Достопочтенного под 26 сентября. Гибель мучеников датирована правлением императора Диоклетиана, места, где они жили и пострадали, не названы. По мнению А. Кантена, в распоряжении Беды Достопочтенного находилась одна из версий «Мученичества...». Из Мартиролога Беды Достопочтенного память Киприана и Иустины заимствовали франкские «исторические» мартирологи IX в., в том числе Малый Римский Мартиролог (здесь упоминается, что мученики пострадали в Антиохии, их мощи были перенесены в Рим) и Мартирологи Рабана Мавра, Вандальберта Прюмского, Узуарда. Адон Вьеннский включил в составленный им Мартиролог пространное сказание о мучениках, основанное, по мнению А. Кантена, на «Обращении...» и на «Мученичестве...». Другая версия «Обращения...» стала источником сказания о Киприане и Иустине в Древнеанглийском Мартирологе (IX в.). В Ирландии память Киприана и Иустины известна с XII в., т.к. более ранние ирландские календари были основаны преимущественно на Мартирологе Иеронима Стридонского, где память мучеников отсутствует. Таким образом, с конца VII в. предание о Киприане и Иустине было известно в англосаксонской Британии, а в IX в. получило широкое распространение на Западе благодаря сказаниям в мартирологах. Поминовение Киприана и Иустины 26 сентября внесено в некоторые церковные календари эпохи Каролингов (иногда указывалась только память Иустины, а под 25 сентября – вигилия праздника). К XI в. исследователи относят самые ранние свидетельства литургического почитания мучеников в Риме, поминовение Киприана и Иустины указано в коллектарии римского аббатства св. Анастасия (середина XI в.), где приведены две молитвы мученикам. Однако это – единичное свидетельство, и наличие памяти мучеников в двух мартирологах, использовавшихся в Ватиканской базилике (как полагают исследователи, XI в.) и в монастыре св. Кириака (вторая четверть XI в.), исследователи считают не столь показательным. В XII в. поминовение Киприана и Иустины было включено в некоторые римские литургические книги, преимущественно связанные с Латеранской базиликой (например, в пассионарий XII в. из церкви св. Климента). С этого времени началось богослужебное почитание Киприана и Иустины в Риме, однако оно носило локальный характер. Со второй половины XI в. поминовение «епископа и исповедника» Киприана 26 (или 25) сентября указывалось в календарях и мартирологах из Беневенто, Капуи и Неаполя. Примерно с этого же времени почитание Киприана и Иустины засвидетельствовано в Северной Испании. «Мученичество...» включено в легендарий XI в. из монастыря Сан-Педро-де-Карденья. Исследователи полагают, что знакомство с этим текстом привело к включению памяти Киприана и Иустины под 18 сентября в некоторые календари XI в. Согласно календарям в «Liber ordinum» из аббатства Силос и в Леонском антифонарии, 18 сентября поминалась только Иустина или Иустина «с товарищами». Это позволяет исследователям предположить, что Киприана могли отождествлять с Киприаном Карфагенским, память которого отмечалась 14 сентября.

 



 
PR-CY.ru