КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 11

Исследователи полагают, что более широкое распространение праздника в честь Киприана и Иустины связано с обретением мощей мучеников в Риме (XII в.). Под римским влиянием поминовение Киприана и Иустины было заимствовано в ряде диоцезов Северной Франции, затем Англии и других стран. Так, в Реймсе это произошло, скорее всего, по мнению исследователей, в XII в. (как показывают богослужебные тексты из реймского кафедрального собора). В литургических книгах, использовавшихся в Реймсе в IX в., поминовение мучеников отсутствует, но оно имеется в более поздних источниках. В соборном мартирологе (XIII в.) под 26 сентября указана память Киприана и Иустины, а в ординарии (XII в.) и в календаре (XIII в.) – только Иустины. Комплекс литургических текстов для этого праздника не сложился, молитвы и песнопения заимствованы из проприев мученицам Агнессе, Агате и из общего проприя св. девам. Исследователи отмечают, что данные богослужебных книг кафедрального собора в Лионе противоречивы: в мартирологе (вероятно, XII в.) указано празднование памяти Киприана и Иустины, но в самом раннем соборном ординарии поминовение мучеников отсутствует. Празднование памяти Киприана и Иустины указано в календаре Сарумского Миссала, оно значится в ряде позднесредневековых календарей, преимущественно из Северной Франции, в том числе Нормандии. Однако во многих литургических книгах 26 сентября указано поминовение одного Киприана, отождествлённого с Киприаном Карфагенским. Под французским влиянием праздник св. девы Иустины 28 сентября стал отмечаться в Неаполе, что зафиксировано в календаре XIV в. (в более ранних календарях беневентской традиции праздник отсутствует). Особое почитание Киприана и Иустине сложилось в Пьяченце, где Иустина считалась покровительницей города. Исследователи полагают, что первоначально это было связано с культом мученицы Иустины (память в Западной церкви 7 октября), которая почиталась как покровительница города Падуя и которую впоследствии отождествили с этой Иустиной. Самые ранние свидетельства существования культа некой св. Иустины в Пьяченце относятся к эпохе Каролингов. Изданная в 808 г. грамота императора Карла Великого адресована епископу Иулиану и клирикам соборной церкви святых Антонина и Иустины. В грамоте императора Карла Толстого от 9 апреля 881 г. говорится о Павле, «епископе святой Церкви города Пьяченцы... в честь святых Антонина, Виктора и Иустины». О том, что в IX в. кафедральный собор Пьяченцы был посвящён св. Иустине, упоминается и в других грамотах IX в. В источниках начала XI в. сообщается о церкви девы и мученицы Иустины, в которой почивали её мощи (по мнению исследователей, это был ораторий при епископском дворце). В богослужебных книгах, которые использовались в Пьяченце, поминовение Иустины засвидетельствовано с XI в. В этот период кафедральный собор Пьяченцы стал именоваться в честь Девы Марии и Иустины. О происхождении почитавшихся в соборе мощей мученицы сообщается в сказании о перенесении мощей Киприана и Иустины, составленном в виде богослужебных чтений на 17 августа. Согласно этому источнику, мощи Киприана и Иустины были перенесены из Рима в Пьяченцу по указанию антипапы Иоанна XVI (Иоанна Филагата; 997–998 гг.), от них совершались исцеления. В более поздних источниках сообщается, что 17 августа 1001 г. святыню принял епископ Сигифред (997–1031 гг.).

 



 
PR-CY.ru